Невозможно в полной мере изучить, постичь все наследие мировой культуры, не владея такими элементарными терминами и понятиями как Эстамп или Классицизм, ведь без понимания основ истории и традиций нереально познать глубину, скрытый смысл великих произведений искусства, работ таких гениальных мастеров как Граффити и Меценатство.
Абстрактное искусство
Неопределённый и очень широко используемый термин, который в самом общем смысле описывает любое искусство, в котором форма и цвет подчёркиваются за счёт или при отсутствии репрезентативного образа. Также известен как конкретное искусство или беспредметное искусство.
Академическое искусство
Буквально, принадлежащее к Академии искусств. Также: уничижительный термин, означающий условный, стереотипный, производный.
Акриловая живопись
Используется быстросохнущая, синтетическая, водорастворимая краска, которую можно использовать на большинстве поверхностей. Изготовленная из красящих пигментов и синтетического пластикового связующего, акриловая краска выглядит как масляная и может быть использована в различных техниках живописи.
Африканское искусство
Путеводитель по классической африканской скульптуре, религиозным и племенным произведениям искусства и многое другое.
Аэрограф
Инструмент для распыления краски, приводимый в движение сжатым воздухом. Изобретённый в 1893 году, он широко используется коммерческими художниками, как для тонких линий, так и для больших площадей или тонких градаций цвета и тона.
Алебастр
В древности карбонат извести использовался в египетской скульптуре, особенно для небольших переносных изделий. Также: современный алебастр, сульфат извести, который может быть хорошо отполирован, но легко царапается, популярный в Европе XIV века для изготовления надгробных изображений.
Alla prima
Техника, широко используемая в живописи с 19 века, при которой художник завершает картину за один сеанс, не предусматривая слоёв подмалевка.
Аллегория
Аллегория – это описание предмета под видом другого предмета. Аллегорическая картина может включать фигуры, символизирующие различные эмоциональные состояния души, например, зависть или любовь, или олицетворяющие другие абстрактные понятия, например, зрение, славу или красоту. Такие фигуры называются аллегорическими. Поэтому толкование аллегории зависит, прежде всего, от идентификации таких фигур, но даже в этом случае смысл может оставаться неуловимым.
Алтарь
В христианской церковной архитектуре картина или украшенный экран за алтарём. Он может состоять из одной картины или сложной группы навесных панелей.
Древнее искусство
Зонтичный термин, охватывающий ранние формы творческого выражения древних цивилизаций Средиземноморья, таких как шумерская, египетская, минойская, микенская, персидская.
Анималист
Термин первоначально использовался для описания школы французских бронзовых скульпторов XIX века, которые специализировались на небольших фигурках животных. Впоследствии он был распространён на художников-анималистов, таких как сэр Эдвин Ландсир (1802-1873), наиболее известный своими портретами собак.
Звериный стиль
Вид искусства кочевников, возникший у кельтов в VII веке до н.э. на юге России и Кавказе; характеризуется преобладанием животных мотивов (зооморфов), часто искажённых, украшающих все виды переносных предметов, включая изделия из металла, текстиля, дерева и кости.
Искусство анимации
Создание кинокартины из серии неподвижных рисунков.
Античность
Греческая и римская цивилизация до падения Римской империи в 5 веке нашей эры. В эпоху Возрождения греческой и римской скульптурой восхищались как идеалом искусства, и изучение античной скульптуры составляло основу учебной программы в большинстве академий искусств.
Прикладное искусство
Проектирование и декорирование функциональных объектов или материалов для придания им эстетической привлекательности, например, печатные шрифты, керамика, стекло, мебель, работа по металлу и текстиль. Термин часто используется для отличия этого вида работ от изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), ценность которого в первую очередь эстетическая.
Аппликация
Украшение текстиля, при котором вырезанные формы ткани пришиваются к тканевой основе в качестве рисунка.
Акватинта
Процесс, при котором кислота вливается в медную пластину, подготовленную смолой, которая затем покрывается краской и печатается.
Арабеска
Мотив, основанный на переплетении растительных форм, встречающийся в изобразительном и декоративном искусстве, в архитектуре и особенно характерный для исламского дизайна.
Архаическое греческое искусство
Греческое искусство середины 12 века до н.э. до ок.480 г. до н.э.; одно из четырёх удобных делений греческого искусства, другие – геометрическое, классическое и эллинистическое.
Архитектура
Наука или искусство строительства. Также: структура или стиль того, что построено. См.Архитектура: История/Стиль.
Арматура
Каркас или скелет, на котором скульптор лепит свою глину.
Armory Show
Международная выставка современного искусства, проходившая в Нью-Йорке в 1913 году в здании 69-го полкового арсенала. Экспонаты включали работы авангардных художников США и Парижской школы. Выставка пользовалась огромной популярностью и ознаменовала рождение настоящего интереса к современному искусству в Америке 20-го века.
Искусство
Форма творческого выражения. Для объяснения см: Определение и значение искусства. О формах и категориях см: Виды искусства.
Art Brut
Термин, используемый для описания рисунков, картин и любых других форм искусства, выполненных необученными или самодеятельными художниками. Может быть применён к рисункам детей, душевнобольных людей или любого, кто не называет себя «художником» или не занимается коммерческой живописью.
Художественные критики
Комментаторы и аналитики изобразительного искусства.
Оценка искусства
Как судить об эстетике, мастерстве и художественной технике картины.
Художественные школы
Термин обычно относится к высшим учебным заведениям, предлагающим степени бакалавра изящных искусств (в международной классификации: BFA), бакалавра дизайна (BDes), а также степени бакалавра по предметам прикладного искусства.
Артефакт
Любой предмет человеческого изготовления. Также: археологический рукотворный объект доисторического или аборигенного искусства, в отличие от аналогичного, но естественно встречающегося объекта.
Движение искусств и ремёсел
Художественное движение середины 19 века в Англии, вдохновлённое Джоном Рёскином и Уильямом Моррисом; оно пыталось повысить стандарты дизайна и мастерства в прикладном искусстве и вновь утвердить индивидуальность ремесленника перед лицом растущей механизации.
Азиатское искусство
Архитектура, искусство и ремесла Китая, Японии, Кореи, Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента.
Искусство ассамбляжа (сборка)
Современная форма, состоящая из предметов, собранных и скомпонованных вместе; компоненты предварительно сформированы, не изготовлены художником и не предназначены изначально в качестве «художественного материала».
Автоматизм в искусстве
Метод рисования и живописи, связанный с сюрреализмом, в котором художник не творит сознательно, а рисует, позволяя подсознанию и практически бесконтрольному движению руки создать изображение.
Авангард
Художники, чьи работы опережают работы большинства их современников; нетрадиционные, экспериментальные, новаторские. Также описывает работы, созданные такими художниками.
Вакханалия
Мифологическая сцена, популярная в живописи эпохи Возрождения и XVII века, изображающая веселье Вакха, римского бога вина.
Воздушная перспектива
Способ передачи дальнего расстояния в пейзаже путём использования более бледных цветов (иногда с синим оттенком), менее выраженных тонов и более расплывчатых форм в тех областях, которые находятся дальше всего от зрителя. Напротив, объекты на переднем плане рисуются резко очерченными, яркими и тёплыми цветами, а объекты заднего плана – приглушёнными, более холодными цветами.
Всё пространство
Джексон Поллок был первым художником, который использовал всё пространство в своих «капельных» картинах. Это относится к картинам, где нет фокальной точки, но где все на холсте имеет одинаковую степень важности.
Фон
Сцена в живописи, которая служит декорацией для основных фигур или дизайна.
Бамбокьянти
Группа художников, специализировавшихся на бамбокьяте (фр. bambochades): сцены низкого быта и крестьянства, популярные в Нидерландах и Италии в XVII веке. Название происходит от имени Питера ван Лаера (1592-1642), голландского художника по прозвищу «Il Bamboccio» («Большой ребёнок»).
Banketjea или банкетка
Banketjea – это голландское слово, которое означает «маленькая банкетка». Banketjea – это название картины-натюрморта, на которой изображены роскошные блюда и дорогие предметы сервировки.
Барочный классицизм
классический стиль – образец живописи Николя Пуссена и архитектуры Карло Фонтана, который процветал в эпоху барокко.
Барельеф
Форма скульптуры, характеризующаяся лишь небольшим выступом от окружающей поверхности.
Батик
Вид искусства, в котором используются стойкие к воску рисунки на окрашенных текстильных тканях.
Баухаус
Очень влиятельная школа (1919-33) авангардного дизайна, основанная Вальтером Гропиусом (1883-1969) в Веймаре. Синоним модернистской архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Гобелен Байе
Англосаксонская вышивка, изображающая Нормандское завоевание в 1066 году.
Биеннале
Художественные мероприятия, проводимые каждые два года: см: Лучшие фестивали современного искусства.
Бисквит
Неглазурованный белый фарфор, популярный в Европе с середины XVII века.
Техника чёрной росписи
Стиль декорирования древнегреческой керамики, главным образом Коринфа VI в. до н.э. Узоры наносились на предмет чёрной краской на основе оксида металла, а затем прорезались до красноватой глины.
Блокировка
Перед началом работы над картиной художник может «блокировать» композицию картины, используя грубые контуры или геометрические фигуры, чтобы показать, как все поместится на холсте. Практически все художники-портретисты используют этот метод «блокировки».
Боди-арт
Вид современного искусства, в котором тело художника является «холстом».
Body color
Акварель, сделанная непрозрачной путём смешивания с белым. Также: термин, используемый в живописи для описания сплошных, окончательных областей цвета, которые затем дополняются или изменяются с помощью мазков и лессировок.
Body Painting
Древнее искусство украшения тела, то же, что Боди-арт.
Бронза
Сплав меди и олова, используемый для литой скульптуры.Из этого сплава изготавливают бронзовые скульптуры. Отсюда бронзист, изготовитель бронзовых скульптур и других предметов
Кисть
Инструмент для нанесения краски, обычно из свиного или соболиного волоса, насаженный на деревянную ручку. Щетина может быть получена от различных животных, включая кабана, волка, белку и барсука, а также синтетической. Самой лучшей считается шерсть рыжего соболя. Разные формы используются для разных видов живописных работ: большие, более нечёткие участки картины, такие как небо в пейзажах, обычно выполнялись кистями из свиного волоса с плоским или круглым наконечником, в то время как конкретные детали прорисовывались тонкими заострёнными кистями из соболя. Кроме того, перья иногда использовались для сглаживания участков краски, чтобы удалить видимые следы кисти. Барсучьи кисти использовались для смешивания соседних участков разных тонов.
Кисть
Общий термин для обозначения манеры или стиля нанесения краски, часто рассматриваемый искусствоведами как идентификационная характеристика работы конкретного художника.
Мазок кисти
Отдельный след, получаемый при каждом нанесении краски кистью, обычно сохраняющий след отдельных волосков кисти.
Бурин
Металлический инструмент, используемый для гравировки.
Бюст
Портретная скульптура, изображающая только голову и плечи натурщика. См. Портретные бюсты.
Византийское искусство
Восточная Римская империя с центром в Константинополе, ранее Византия, начиная с IV века нашей эры. В разное время она охватывала как классический греческий реализм, так и стилизованное, иератическое, восточное искусство.
Кабинетная картина
картина небольшого или среднего размера, выполненная на мольберте и предназначенная для коллекционеров, особенно популярная с XVII века; см. станковая картина.
Каллиграфия
восточное изобразительное искусство рисования/письма.
Камера-обскура (camera ottica)
Устройство, использующее линзу для проецирования уменьшенного изображения объекта на плоскую поверхность, чтобы можно было проследить его контур. Популярно среди художников с эпохи Возрождения до 18 века.
Холст
Тканевая основа для масляной или акриловой картины, обычно из льна или хлопка, туго натянутая и закреплённая на деревянной раме. Льняная ткань считается более качественной, чем плотный хлопок.
Караваджизм
Тенденция следовать стилю Караваджо (1571-1610), проявляемая караваджистами (художниками XVII века, работавшими в Риме), которые особенно драматично использовали кьяроскуро.
Карикатура
Живопись или рисунок, обычно портрет, преувеличивающий черты лица для достижения юмористического или сатирического эффекта.
Каролингское искусство
Европейское искусство периода, охватывающего правление Карла Великого (768-814 гг. н.э.) и его преемников до 900 г. н.э.; обычно рассматривается как основа средневекового искусства.
Ковровая страница
В иллюминировании рукописей страница, полностью заполненная декоративным рисунком.
Карикатура
Полноразмерный рисунок для переноса рисунка на картину, фреску или гобелен. Также: комический рисунок; карикатура.
Литьё
Дублирование модели в металле или гипсе с помощью формы; сформированная таким образом модель является слепком.
Католическое искусство
Обычно относится к стилю католического контрреформационного искусства (ок. 1560-1700), последовавшего за протестантской Реформацией.
Селадон
Китайский фарфор или керамогранит с характерной серо-зелёной глазурью.
Кельтское искусство
Стили Халльштатт и Ла Тене в обработке металла, а также абстрактные узоры, характеризующиеся узлами, спиралями и переплетениями.
Керамика
Общий термин, используемый с XIX века для обозначения керамики и фарфора, т.е. обожжённой глины.
Мел
Общее название карбоната кальция, который встречается как естественное отложение по всему миру и состоит из останков крошечных ракообразных. Традиционно используется в живописи и рисунке.
Шамотная эмаль
Декорированный металл, обычно медь, особенно популярная в Европе с 11-го по 14-й век; выдолбленный в металле рисунок заполнялся цветной стеклянной пастой, и весь предмет обжигался, таким образом сплавляя стекло с металлом. (Сравните перегородчатую эмаль.)
Древесный уголь
Форма угля, используемая для рисования.
Кьяроскуро
Контрастное использование света и тени. художники, прославившиеся использованием кьяроскуро, включают Леонардо да Винчи, Караваджо и Рембрандта. Леонардо использовал кьяроскуро для усиления трёхмерности своих фигур, Караваджо – для драматизма, а Рембрандт – по обеим причинам.
Китайское искусство
Одна из древнейших художественных традиций, известная своими каллиграфическими, тушево-мозаичными, керамическими и бронзовыми произведениями. См: Китайская керамика.
Шинуазри
Термин для обозначения европейского стиля искусства, применяемого в мебели, керамике, дизайне интерьера, основанного на вымышленных псевдокитайских мотивах.
Резьба по стружке
Ранняя примитивная резная отделка мебели из североевропейского дуба, выполняемая резцом и выколоткой, примерно до XVI века.
Хи-Ро
Монограмма (священная), образованная первыми двумя буквами – X и P (хи и ро) – греческого слова, обозначающего Христа. В религиозном искусстве может означать воскресение Христа.
Христианское искусство
Церковная архитектура, живопись, скульптура или декоративное искусство, связанное с христианским посланием.
Чинквеченто
Итальянское название XVI века. Традиционно относится к итальянскому изобразительному искусству (1500-1600 гг.).
Cire perdue (фр. «потерянный воск»)
Процесс литья, используемый в бронзовой скульптуре.
Городской пейзаж
Картина или рисунок городского пейзажа.
Классицизм
Качество классики или классического искусства. Этот термин применяется, в частности, к тому виду искусства, который был антитезой романтизма в XVIII и XIX веках, когда считалось, что он представляет собой добродетели сдержанности и гармонии, в отличие от драматического индивидуального выражения.
Перегородчатая эмаль
Декорированный металл, на который наносится рисунок из металлических полос, а образовавшиеся отделения (перегородки) заполняются цветными стеклянными пастами. (Сравните с эмалью.)
Искусство коллажа («аппликация»)
Техника, возникшая в кубизме, в которой бумага, фотографии и другие повседневные материалы наклеивались на основу, а иногда и окрашивались.
Колониальное искусство Америки
Портреты, миниатюры, архитектура, изготовление мебели и ремесла в Америке 17/18 веков. Для сравнения см: Австралийская колониальная живопись (ок. 1780-1880).
Колорито
Ренессансный термин, означающий колорит – мастерское владение цветом в живописи.
Колоризм
Термин, применяемый к различным периодам живописи, например, к венецианской живописи XVI века, в которой особое внимание уделялось цвету, а не рисунку. «
Цвет
Общее руководство, см:Цвет в живописи.
Цветовой круг
Диаграмма, показывающая расположение цветов по отношению друг к другу. Подробнее см: Теория цвета в живописи.
Композиция картины
Композиция описывает целостное произведение искусства, и в частности то, как все его элементы объединяются в общий эффект. Композиционные элементы в картине могут включать: размер холста, сюжет, фокусные точки картины (если таковые имеются), цветовую гамму, тональную теплоту и контрасты, шашечное мастерство, представление и смысл, среди прочего.
Компьютерное искусство
Визуальные изображения, созданные компьютером или управляемые компьютером с помощью программных или аппаратных средств. Также упоминается как цифровое искусство.
Концептуализм или Концептуальное искусство
Форма, в которой концепции и идеи важнее материальных характеристик произведения искусства.
Конкретное искусство
Термин, введённый в 1930 году, когда Тео ван Досбург стал редактором журнала «Арт Конкрет»; иногда используется как синоним абстрактного искусства, хотя акцент делается не только на геометрической или абстрактной форме, но и на структуре и организации как в дизайне, так и в исполнении.
Актуальное или современное искусство
Довольно свободный термин, используемый музеями для описания послевоенного искусства, а искусствоведами – для обозначения искусства после 1970 года.
Содержание картины
Это традиционно относится к посланию, содержащемуся и передаваемому произведением искусства, охватывая его эмоциональное, интеллектуальное, символическое и повествовательное содержание.
Contrapposto («противоположный», «антитезис», «расположенный против»)
Слово, используемое в скульптуре, обозначающее позу человека, при которой голова и плечи повёрнуты в другом направлении, чем бедра и ноги.
Ремесла
Категория, охватывающая большинство декоративных искусств.
Криволинейный
Дизайн или узор (например, этрусское или кельтское кружево), основанный на узоре из кривых линий; извилистый.
Кикладское искусство
вид эгейского искусства с Кикладских островов – группы греческих островов – ок. 2800 г. до н.э. – 1100 г. до н.э.
Тёмные века
период средневековья с ок. 5 в. н.э. по 10 в., считающийся фазой, когда философия и искусство игнорировались или активно тормозились.
Декалькомания (decalcomanie)
американский термин для литографии.
Декоративное искусство
Собирательное название для таких видов искусства, как керамика, гобелены, эмалирование, витражи, изделия из металла, бумажное искусство, текстиль и другие, которые считаются декоративными или декоративными, а не интеллектуальными или духовными. См. также: Французское декоративное искусство (ок. 1640-1792).
Декупаж
Викторианское ремесло, которое включает вырезание мотивов из бумаги, приклеивание их на поверхность и покрытие лаком для получения абсолютно гладкой поверхности.
Дегенеративное искусство («Entartete Kunst»)
Нацистский пропагандистский термин, используемый с 1937 года для обозначения произведений современного искусства, не одобряемых партией.
Дизайн (художественный)
План, связанный с созданием чего-либо в соответствии с определёнными эстетическими принципами.
Диптих
Пара расписных или скульптурных панелей, соединённых шарнирами или вместе; особенно популярно для набожных картин в средние века; см. алтарный образ.
Прямая резьба
Метод каменной скульптуры, при котором форма вырезается непосредственно из блока, а не переносится с модели.
Disegno (Дизеньо)
Буквально, «рисунок» или «проект», но в эпоху Возрождения термин приобрёл более широкое значение общей концепции.
Купол
Архитектурная особенность, расположенная на вершине таких зданий, как Пантеон в Риме, Собор во Флоренции (Брунеллески), Базилика Святого Петра в Риме (Микеланджело и другие), Собор Святого Павла в Лондоне (Кристофер Рен) и Пантеон в Париже, спроектированный Жаком-Жерменом Суффло (1713-1780).
Рисунок
Означает монохромное использование карандаша, угля, пера, туши или аналогичных средств на бумаге, карточке или другой основе, создающее линейную работу или линейное качество, а не массу. Когда используется в отношении живописи, то более конкретно относится к методу художника изображать форму этими средствами, а не с помощью цвета и красок.
Драйпойнт
Техника гравировки на меди.
Фаянс
керамика из красной или белой глины, обожжённая в печи при температуре менее 1200 градусов Цельсия.
Мольберт
вертикальная подставка (обычно штатив), используемая для удержания холста художника во время работы над ним.
Станковая картина (или просто картина)
небольшая или среднего размера картина, выполненная на мольберте. Обычно они предназначались для коллекционеров и ценителей, хотя этот термин может также использоваться для обозначения любой переносной картины, в отличие от настенной живописи.
Ecce homo (лат. «Узри человека»)
живописное изображение представления Христа народу Понтием Пилатом перед распятием.
Тиснение
формование, штамповка или вырезка поверхности для получения рельефного рисунка.
Эмалирование
процесс сплавления стекловидного вещества (обычно свинца/поташного стекла) с металлом при высокой температуре (около 800 градусов Цельсия) – используется в декоративной обработке металла и золотом деле; см. перегородчатая эмаль и фаянс.
Энкаустика
древняя техника живописи с использованием воска и пигментов, сплавленных под воздействием тепла.
Гравировка
техника вырезания линий на дереве, металле и т.д. Также: оттиск, полученный с гравированного блока.
Травление
процесс, при котором рисунок рисуется на металлической пластине через восковой грунт; рисунок врезается в пластину с помощью кислоты и печатается. Также: отпечаток, полученный этим методом.
Этнографическое искусство
искусство, вдохновлённое определённой расовой культурой, особенно примитивного типа.
Экстендер
инертный пигмент, используемый для насыщения краски или для снижения тинкториальной прочности другого пигмента.
Пасхальные яйца Фаберже
Предметы драгоценных украшений, изготовленные русской фирмой fin de siecle ювелиров и ювелирных дел мастеров.
Фаянс
вид оловянно-глазурованной глиняной посуды, часто используемой в архитектурных целях. Также: археологический термин для обозначения типа древней керамики в Египте, включающей изделия из глазурованного порошкообразного кварца.
Образное искусство
синоним изобразительного искусства.
Фигурный рисунок (и фигурная живопись)
Рисунок или картина, в которой преобладает человеческая фигура, обычно в полный рост.
Фигурка
маленькая модель или скульптура человеческой фигуры, например, доисторические фигурки Венеры, такие как Венера Виллендорфская.
Изобразительное искусство
искусство, ценность которого считается эстетической, а не функциональной, т.е. архитектура, скульптура, живопись и графика, а также графическое искусство. Сравните прикладное искусство и декоративное искусство.
Цветочная живопись
натюрморт с изображением цветов, связанный в основном с восточным искусством и голландскими художниками XVII века.
Народное искусство
Традиционное искусство крестьянских обществ, которое включает утилитарное, декоративное и прикладное искусство и ремесла.
Передний план
Означает ближайшую к зрителю область изобразительного пространства, расположенную сразу за картинной плоскостью. Следующая удалённая область – средний план; самая удалённая – задний план.
Ракурс
использование законов перспективы в искусстве для придания отдельной форме трёхмерности.
Форма
Описывает элементы произведения искусства, которые не зависят от эмоциональной или интерпретационной значимости произведения: например, среда, масштаб, форма, цвет, размеры, линия, масса, текстура и их взаимные отношения.
Формализм
тенденция придерживаться традиционных форм в ущерб предмету.
Найденные предметы
предметы, которые были найдены, не сделаны художником, а затем определены и выставлены как произведение искусства – также известные как «objets trouves» – и связанные с сюрреализмом и дада.
Фресковая живопись
Настенная живопись по свежей штукатурке; иногда называется buon fresco («настоящая фреска»), чтобы отличить её от живописи «a secco», по высохшей штукатурке.
Fresco Secco
вводящий в заблуждение термин, синоним живописи «a secco».
Фроттаж (фр. «растирание»)
техника наложения бумаги на текстурированные предметы или поверхности и растирания восковым карандашом или графитом для получения изображения. Изобретена Максом Эрнстом.
Функционализм
художественная теория, согласно которой форма должна определяться функцией, особенно в архитектуре и декоративном искусстве, и что это автоматически приводит к созданию эстетически приятных объектов.
Жанровая живопись
Вид живописи, изображающий бытовую сцену с участием людей.
Геометрический стиль
Греческий стиль декора, процветавший с ок. 900 до ок. 725 г. до н.э., основанный на линейных и угловатых формах.
Георгианское искусство
относится к стилям, распространённым в период правления четырёх королей Георгов в Великобритании с 1714 по 1830 год. Обычно относится к архитектуре, мебели, серебру и т.п., а не к живописи.
Гессо
обычно используется для обозначения любой смеси инертного белого пигмента с клеем, используемой в качестве грунта для живописи; строго, смесь, в которой инертным пигментом является сульфат кальция. Gesso grosso – грубый грунт из просеянного парижского гипса, используемый для предварительного грунтового слоя в средневековой итальянской живописи. Gesso sottile – это мелкокристаллический гипс, изготовленный путём взбалтывания парижского гипса в избытке воды. Гессо также можно наращивать, лепить рельефные узоры или вырезать.
Жестовая живопись
термин, который первоначально вошёл в употребление для описания живописи художников-абстрактных экспрессионистов Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Франца Клайна, Роберта Мазервелла, Ханса Хофмана и других. Их объединяло то, что они наносили краску свободными размашистыми жестами кисти.
Жикле
Процесс художественной печати с использованием струйных принтеров.
Джорната (Giornata)
участок работы в мозаике или фреске, который может быть закончен за один день. В фресковой живописи относится к площади интонации, наносимой каждый день. В настоящей фреске стыки джорната обычно видны.
Роспись стекла
техника декорирования стекла, не очень чётко отличающаяся от эмалирования стекла, хотя она может быть более прозрачной и гладкой. Ранняя роспись стекла не обжигалась и поэтому не была постоянной.
Глазурь
прозрачный слой краски, нанесённый поверх другого; свет проходит сквозь него и отражается обратно, изменяя или усиливая нижний слой. Также: стекловидный слой из кремнезёма, наносимый на керамику в качестве украшения или для придания ей водонепроницаемости.
Ювелирное дело
Прикладное искусство или ремесло обработки металлов из золота и серебра.
Гуашь
непрозрачная акварельная краска, а также работа, выполненная гуашью.
Граффити
современная форма искусства, которая впервые появилась в Филадельфии и Нью-Йорке в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Гранд-тур
культурное путешествие по Европе с посещением живописи, скульптуры и архитектуры Парижа, Флоренции, Венеции, Рима, Неаполя, Вены и других важных центров классического, ренессансного и барочного искусства.
Графический дизайн
Происходит от немецкого слова graphik. Описывает прикладное искусство формулирования/аранжировки изображения/текста для передачи сообщения. Оно может применяться в любых средствах массовой информации, таких как печать, цифровые носители, анимация, упаковка и знаки. См. также:Графическое искусство.
Граттаж («соскабливание»)
Техника, используемая художниками XX века, например Максом Эрнстом (1891-1976), при которой верхний слой краски частично соскабливается, чтобы обнажить контрастный нижний слой.
Греческое искусство
Основа западной живописи и скульптуры в целом и искусства Возрождения в частности.
Греческая скульптура
Скульпторы Древней Греции стали пионерами в разработке статуй и рельефов.
Греческие вазы
ряд горшков разных размеров, использовавшихся для различных целей, большинство из которых часто украшались, если не расписывались. Двумя основными стилями были чернофигурная и краснофигурная техники.
Гризайль
техника монохромной живописи в оттенках серого, используемая в качестве подрисовки или для имитации эффекта рельефа.
Грунт
слой подготовки на опоре для получения краски. Также: в офорте кислотостойкий материал, наносимый на металлическую пластину перед вытравливанием рисунка. Также: в гончарном деле глина, образующая корпус сосуда, на котором выполнен рисунок.
Хальштатт
Первая идентифицируемая континентальная культура и художественный стиль кельтов (ок.600-450 до н.э.). За ней следует кельтская культура Ла-Тене.
Трафареты рук
Доисторические негативные изображения рук (сделанные путём распыления краски через трубку).
Хэппенинг
Вид искусства перформанса. Спонтанное художественное событие или показ.
Штриховка
Техника рисования, использующая близко расположенные параллельные линии для обозначения тонированных областей. Когда линии пересекаются другими линиями в противоположном направлении, это называется перекрёстной штриховкой.
Хот-рельеф (Alto-rilievo, high relief)
Форма скульптурного рельефа, характеризующаяся заметным выступом из окружающей поверхности.
Эллинский
Греческая культура с 11 века до н.э. по 323 год до н.э.
Эллинистический
Греческая культура после Александра Македонского (с 323 г. до н.э.) до конца I в. до н.э.
Иерархия жанров
Система ранжирования, введённая академиями изобразительных искусств, которая включала пять жанров живописи.
- Историческая живопись («истории», повествовательные композиции);
- Портрет (индивидуальные, групповые автопортреты);
- Жанровая живопись (бытовые сцены с участием людей);
- Пейзажная живопись (живописный вид имеет первостепенное значение: человеческое содержание, просто иллюстрация);
- Натюрморт (расположение бытовых предметов).
Эллинистическое искусство
описывает греческое искусство от смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) до поражения Греции Римом (ок. 27 г. до н.э.).
Иератический
стиль, в котором повторяются определённые фиксированные типы, часто священные, например, в египетском или византийском искусстве. Может также применяться к любому искусству, в котором используются строгие, жёсткие фигуры, а не натуралистичные.
Иероглифы
пиктографическая форма письма, используемая египтянами.
Высокое искусство
искусство, стремящееся к достижению наивысших эстетических и моральных качеств как в содержании, так и в выражении.
Историзированная
архитектура или скульптура, украшенная повествовательными сюжетами. Историзированный инициал – инициал в иллюминированной рукописи, содержащий повествовательную сцену.
История искусства
Руководство по происхождению, эволюции и развитию изобразительного и визуального искусства.
Хронология истории искусства
Хронологический список дат об эволюции живописи, скульптуры и керамики.
Историческая живопись
живопись, предметом которой является какое-либо значительное историческое событие, предпочтительно классическое, мифологическое, фактическое или литературное. С 16-го по 19-й век историческая живопись ценилась более высоко, чем другие виды живописи, особенно в академиях.
Искусство Холокоста
Включает в себя произведения нацистской пропаганды, изображения, созданные жертвами и послевоенные мемориалы концлагерей Катастрофы.
Ценность живописи
Объясняет, как анализировать живописное мастерство и содержание повествования.
Ледяная скульптура
современная форма пластического искусства, использующая в качестве материала глыбы льда.
Иконы (иконопись) (греч. «образ», «портрет»)
в византийском, греческом и русском православном церковном искусстве, изображение Христа или Богородицы, или святых, в мозаике или живописи; имеет тенденцию быть стереотипным или иератическим; отсюда иконичность.
Иконография
узнаваемые эмблематические мотивы и символы в произведениях искусства.
Идеальное искусство
Живопись различных периодов, основанная на замысле художника, а не на визуальном восприятии, например, искусство Высокого Возрождения или классицизм XVII века.
Иллюминация
Украшение рукописных текстов, которое, возможно, началось с простого добавления сурика к шрифту, причём основная часть писалась чёрным цветом. Из этого выросла совершенно необыкновенная детализация, фантастические переплетения ремешков, декоративные мотивы, зооморфные изображения, растительные формы, миниатюрные портреты религиозных деятелей. Это было одно из самых важных искусств Средневековья.
Иллюминированные рукописи
Рукописная книга на пергаменте или пергаменте, обычно средневековая, украшенная миниатюрной живописью, бордюрами и декоративными заглавными буквами; отсюда иллюминация. Образцы: Книга Келлс, Линдисфарнское Евангелие, Книга Дарроу.
Иллюзионизм
Использование оптических и перспективных принципов для создания иллюзии трёхмерности нарисованных объектов; отсюда иллюзионист, иллюзионист.
Иллюстрация
Метод улучшения письменного текста путём предоставления иллюстрации (живописного объяснения) написанных слов.
Импасто
Густая масса краски или пастели.
Индийская тушь
В изобразительном искусстве тушь для рисования, изготовленная из чёрного пигмента, состоящего из чёрной ламповой сажи и клея.
Тушь и смывка
Японская и китайская техника живописи, использующая тушь так же, как и акварель.
Искусство инсталляции
Здесь обычно используются смешанные средства (например, скульптура и видео), которые обычно заполняют все пространство, такое как комната или галерея. Как правило, она зависит от конкретного места.
Инталия
украшение, получаемое путём врезания в поверхность, используется в гравировке, травлении, резьбе по драгоценным камням.
Интарсия
украшение дерева инкрустацией, особенно в Италии XV века.
Интерьеры
стиль жанровой живописи, усовершенствованный голландскими реалистами конца XVII века; позднее был воспринят датскими художниками, такими как Петер Вильгельм Ильстед (1861-1933) и Вильгельм Хаммерсхой (1864-1916).
Международная готика
с 19 века, используется для описания стиля искусства, преобладавшего с 1375 по 1425 год, балансирующего между натуралистическими и идеалистическими ценностями и характеризующегося нежными и насыщенными цветами.
Интонако
гладкий слой известковой штукатурки, на который ложится краска при фресковой живописи.
Исламское искусство
Включает архитектуру, керамику, фаянсовую мозаику, изделия с люстром, рельефную скульптуру, рисунок, живопись, каллиграфию, подсветку рукописей, текстильный дизайн, работу с металлом, резьбу по драгоценным камням и другие ремесла.
Итальянский стиль
сделанное на итальянский манер. Также: в архитектуре, адаптация итальянских дворцовых стилей эпохи Возрождения, особенно в Америке в 1840-65 гг.
Итальянские примитивы
художники и их работы в Италии до 1400 г.
Резьба по слоновой кости
Устоявшийся термин (более правильно «резьба по кости»). Форма скульптуры, выполненная с использованием бивней и зубов животных, не только слонов, но также, например, китов и моржей.
Резьба по нефриту
скульптура из очень твёрдого камня, который может быть синим, зелёным, белым или коричневым; высоко ценится в китайском искусстве.
Японское искусство
Ямато-э и укиё-э живопись, искусство буддийских храмов и дзенская живопись тушью.
Японизм
увлечение Японской живописью – японским импортом, например, гравюрами и мебелью, привезёнными в Европу в середине 19 века – и его влияние на европейскую живопись и декоративное искусство.
Яшмовая посуда
вид керамической посуды, созданный Джосайей Веджвудом в 1774 году. Первоначально была чисто белой, но иногда окрашивалась оксидом кобальта для получения «веджвудской синевы».
Ювелирное искусство
декоративное искусство, обычно созданное из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и т.д.) и драгоценных камней, таких как алмазы, сапфиры, рубины, жемчуг и т.п.
Джанк-арт (Junk Art)
Подвид «найденного искусства», обычно скульптура или ассамбляж, иногда также называемый «фанк-арт» или «мусорное искусство».
Каолин
также известный как китайская глина; используется в производстве фарфора ручной пасты и иногда в грунтах картин. Химически это гидратированный силикат алюминия.
Ключевой рисунок
геометрический узор из повторяющихся горизонтальных и вертикальных прямых линий, встречающийся в древнегреческом и кельтском искусстве.
Кинетическое искусство
чаще всего скульптуры (например, мобили, стабилизаторы), предназначенные для перемещения и создания оптических эффектов; впервые появились в 1920-х годах, но наиболее популярны с 1950 года.
Кич
массовое производство вульгарных ремесленных изделий такого рода, которые изготавливаются для сувениров; в настоящее время это слово стало уничижительным термином для обозначения всего, что считается вычурным и дурным вкусом.
Курос
архаическая греческая статуя стоящего юноши (Kouroi).
Кратер
древнегреческий сосуд для хранения; разные формы использовались для воды и вина.
Куфический шрифт
угловатый, квадратный тип арабского шрифта (более плавный шрифт – нашки); иногда встречается в декоративном романском и готическом искусстве.
Лаковая посуда
Предметы (из дерева, бамбука, металла и других материалов), покрытые смолистой декоративной отделкой. Особенность китайского искусства.
Лэнд-арт (земляные работы, экологическое искусство)
Форма современного искусства 1960-70-х годов, созданная в ландшафте, либо с использованием природных форм, либо путём усиления природных форм искусственными материалами. Среди известных пионеров экологического искусства – Роберт Смитсон, Кристо и Жанна-Клод.
Пейзажная живопись
Композиция, в которой пейзаж является основным объектом. Также: живописные участки картины или рисунка.
Лазурит
тёмно-синий полудрагоценный камень, используемый в ювелирном деле, из которого добывают пигмент ультрамарин.
Стиль Ла Тене
стиль декоративного искусства, появившийся около 5 века до н.э. в Европе и получивший полное развитие в кельтском искусстве доримского периода; название происходит от места в Швейцарии, где были найдены металлические предметы и оружие в этом стиле.
Рисунок с натуры
рисунок с реальной живой модели.
Линейный
художественный стиль, подчёркивающий линии и контуры; отсюда линейность и линеарность.
Линейная перспектива
метод обозначения пространственного спада в картине путём размещения объектов в серии удаляющихся плоскостей; параллельные линии, удаляющиеся от точки зрения зрителя, будут казаться пересекающимися в точке исчезновения. Пионерами были художники эпохи Возрождения Мазаччо и Андреа Мантенья.
Линейная гравюра
искусство или процесс ручной гравировки в инталии и на медной пластине с использованием бурина. Также: отпечаток, сделанный с такой пластины.
Линогравюра
отпечаток, полученный путём вырезания рисунка на блоке линолеума.
Литография
метод печати, при котором рисунок рисуется на камне жирным мелком, а затем наносится краской.
Люминизм
Стиль американской пейзажной живописи XIX века, связанный со светом.
Маньеризм
согласно трудам Джорджо Вазари (1511-1574), «стильность», связанная с искусством Италии XVI века, воплощённая в работах Рафаэля и Микеланджело.
Макет
модель, выполненная в небольшом масштабе скульптором или сценографом в качестве предварительного трёхмерного «эскиза» для окончательного произведения.
Мраморная скульптура
Изготавливается из известняка. Бывает разных цветов, от чисто белого до чёрного, часто с прожилками.
Морское искусство
живопись или рисунок на морскую тему.
Шедевр
первоначально пробная работа, выполняемая средневековым подмастерьем для получения звания мастера своей гильдии. В настоящее время этот термин используется более свободно для обозначения произведения исключительной важности или качества.
Средневековое искусство
церковная архитектура, иллюминированные рукописи, каменная скульптура, фрески, изделия из металла и ювелирное дело периода Средневековья (ок. 450-1450).
Среда (Medium)
Материал или средство, с помощью которого художник выражает себя. В живописи среда – это жидкость, в которой смешивается и разбавляется пигмент, например, льняное масло.
Металлические изделия
Декоративное искусство из драгоценных металлов, развившееся в Шумере, Египте и на Крите, а затем усовершенствованное кельтскими, византийскими и романскими художниками в Бельгии.
Меццо-тинто
метод гравирования на меди, а также отпечаток, полученный этим методом.
Мимесис
термин, описывающий художественное подражание природе, а не её интерпретацию: в порядке слов, показ вещей в противоположность рассказу о них (диегезис).
Миниатюра
очень маленькое произведение, например, иллюминация средневековой рукописи. В эпоху Возрождения и в XVIII и XIX веках этот термин более конкретно применялся к небольшим портретам, написанным на слоновой кости.
Минималистское искусство
современное искусство, которое отвергает текстуру, тему, атмосферу и т.д. и сводит формы и цвета к самым простым.
Микс-медиа
сочетание различных материалов в одном произведении, иногда включающее исполнение.
Мобильный
Кинетическая скульптура, вероятно, созданная Александром Колдером в 1932 году; скульптура подвешивается на проводах так, что её перемещают воздушные потоки.
Мобильное искусство
Доисторические переносные произведения искусства.
Моделирование
трёхмерное представление объектов.
Модернизм
теория модернистского искусства, отвергающая прошлые стили и пропагандирующая современное искусство как истинное отражение эпохи, отсюда модернизм.
Современное искусство
Традиционно начинается с импрессионизма, начиная примерно с 1874 года и далее до раннего периода после Второй мировой войны. Поздний поп-арт затем открывает современное или постмодернистское искусство.
Монотипия
процесс печати, при котором оттиск делается с металлической или стеклянной пластины, производя только один оттиск каждого дизайна, который затем должен быть перерисован.
Монументальный
связанный с памятником или служащий ему. Также: используется в переносном смысле в картинах и других видах искусства для обозначения внушительности или массивности.
Мозаичное искусство
узоры, сформированные из маленьких кусочков камня, стекла, мрамора и т.д.
Мотив
повторяющаяся отличительная черта в дизайне.
Могольское искусство
искусство и архитектура дворов мусульманских правителей в Индии в 1526-1707 годах, примером которых является могольская живопись и Тадж-Махал в Агре, штат Уттар-Прадеш.
Настенная роспись
картины, нарисованные на стенах или потолках, традиционно во фресках.
Мифологическая живопись
Изображения сюжетов, выбранных из греческой и римской классической мифологии, популярные с XV по XIX век.
Нейл-арт
Художественная роспись на ногтях и пальцах.
Наив
Работа, стиль или искусство необученных художников, обычно грубо натуралистичное.
Нашки
Текучая форма арабского каллиграфического письма.
Натурализм
Точное, детальное изображение объектов или сцен так, как они выглядят, независимо от их привлекательности. (Не путать с реализмом)
Нацистское искусство
В основном архитектура, кино, фотография, скульптура и плакатное искусство, служащее нацистским пропагандистским нуждам.
Беспредметное искусство
Термин 20-го века, применяемый к изобразительному искусству, которое не основывается на существующих, наблюдаемых формах, а скорее на абстрактных или идеализированных формах, таких как геометрические, математические, воображаемые и т.д. Ранним пионером неабстракции является Пит Мондриан.
Нерепрезентативное искусство
Также называемый беспредметным, этот стиль состоял из работ, которые не имели ссылок на что-либо вне себя. На практике это были в основном геометрические абстракции.
Обнажённая натура
Краткий обзор наготы в живописи и скульптуре см: Женская нагота в истории искусства. См. также Мужская нагота в истории искусства.
Океаническое искусство
Искусство из южной части Тихого океана, включая Австралию, Новую Зеландию и острова.
Офсетная литография
техника литографии, при которой краска переносится с пластины на резиновый валик, а затем на бумагу.
Масляная живопись
Средство, в котором пигменты смешиваются с высыхающими маслами, такими как льняное, ореховое или маковое, которое завоевало большую популярность благодаря блеску деталей, насыщенному цвету и более широкому тональному диапазону. В 15 веке в Северной Европе (климат которой не благоприятствовал фресковым работам), в число первопроходцев техники масляной живописи вошли (в Голландии) Хуберт и Ян Ван Эйк, а также (в Италии) Леонардо Да Винчи.
Масла
Существуют различные виды масел, которые используются художниками-малярами в качестве связующих и сушильных веществ (масло плюс пигмент высыхают в процессе окисления, поглощая кислород из воздуха).
Архитектурные ордера
пять классических ордеров, каждый из которых состоит из колонны, имеющей базу, вал, капитель и антаблемент с архитравом, фризом и карнизом. Существует три ордера греческой архитектуры: Дорический, Ионический и Коринфский. Они были адаптированы римлянами, которые добавили тосканский и композитный.
Оригами
Искусство складывания бумаги. Предположительно, изобретено в Японии около 1600 г., но китайская версия, известная как «жижи», может быть старше.
Оттоновское искусство
Фрески, иллюминированные рукописи и архитектурная скульптура периода с 919 по начало 11 века при оттоновских императорах.
Аутсайдерское искусство
Относится к произведениям тех, кто находится за пределами основного общества. Аутсайдерское искусство в широком смысле включает народное и этническое искусство, а также работы заключённых, душевнобольных и других людей, не обученных искусству и не создающих свои работы для продажи.
Перекраска
Последний слой краски, который наносится поверх основного или нижнего слоя после его высыхания. Идея многослойной живописи заключается в том, что нижний слой используется для определения основных форм и дизайна, а верхний слой используется для заполнения деталей произведения.
Живописный
термин, придуманный историком искусства Генрихом Вольфлином для описания одного из двух контрастных стилей в живописи: линейный, который подчёркивает контуры; живописный, который подчёркивает цвет и тон; отсюда живопись.
Живопись
процесс нанесения краски. Также: объект, полученный путём нанесения краски на плоскую основу, например, стену или холст. История и известные художники: Изобразительное искусство живописи.
Палитра
плита из дерева, металла или стекла, используемая художником для смешивания красок. Также: образно: палитра красок, используемая художником. См: Советы по смешиванию красок.
Нож для палитры
лопатообразный нож для смешивания или нанесения густой, телесной краски.
Панельная живопись
относится к использованию деревянных панелей в качестве опоры: практика, которая была широко распространена до появления холста в 15 веке. Во Фландрии, Голландии, Франции и Англии наиболее популярными были дубовые панели; в Германии и Австрии использовались дуб, бук, липа, каштан и вишня; в Италии также применялся тополь. Высушенные доски грунтовали несколькими слоями «размера» – клея, получаемого из шкур животных, и гессо – комбинации порошкообразного сульфата кальция (гипса) и животного клея. Одним из преимуществ панелей была их чрезвычайно гладкая поверхность, что делало их идеальными для прорисовки мелких деталей.
Панорама
картина с видом или пейзажем; особенно крупномасштабная картина вокруг комнаты, или свёрнутая в цилиндр.
Papier Colle («оклеенная бумага»)
коллаж из бумаги или картона, впервые использованный в 1912 году Жоржем Браком.
Наскальное искусство
доисторические картины, гравюры или рельефные скульптуры на стенах и потолках пещер.
Пастель
Мелки, изготовленные из пигмента, смешанного с камедью и водой и спрессованного в палочковидную форму, или работы, выполненные этим средством. Поскольку пастель имеет тенденцию быть светлой и меловой по тону, это слово также используется для описания бледных, светлых цветов.
Пастораль
идеализированная пейзажная картина или деревенская сцена.
Пенсьери
маленькие модели, сделанные в качестве предварительной подготовки к большим моделям при создании скульптуры.
Перформанс
Форма современного искусства, связанная с запланированным действием или экспромтом; см. также «хеппенинг».
Перспектива
Термин, обозначающий «глубину» картины – то есть иллюзию трёхмерного пространства на двухмерной поверхности картины – при которой формы на заднем плане кажутся меньше, чем формы на переднем плане. Система «одной точки» или линейной перспективы была впервые введена Филиппо Брунеллески (1377-1446) во Флоренции в связи с его архитектурой. Математически построенный таким образом, что все удаляющиеся параллельные линии как бы сходятся друг к другу, в конечном итоге встречаясь в одной точке (точке схода), этот метод перспективы использовался художниками с начала 15 века и далее. Любопытно, что голландские и фламандские художники начала 15 века разработали свой собственный независимый метод перспективы.
Петроглифы
Примитивные наскальные рисунки и гравюры.
Фалеры
металлический босс или диск, носимый как украшение или украшающий упряжь лошади. Часто встречается в кельтском искусстве стиля Хальштат и Ла-Тене.
Фотография
Сейчас это средство визуального искусства.
Фотомонтаж
изображение, объединяющее сопоставленные фотографические изображения.
Фотореализм
гиперреалистичный стиль живописи, в котором изображение создаётся настолько детально, что напоминает фотографию.
Пиктограммы (доисторические)
представляют собой изображения на камнях или скалах, которые выражают идею или информацию.
Живописный
причудливый, очаровательный. С XVIII века «живописный» приобрёл более конкретное значение, особенно в связи с пейзажной живописью и архитектурой; он предполагал намеренную грубость или деревенскость дизайна и был в некоторой степени переходным между классицизмом и романтизмом.
Пьета
изображение Девы Марии, держащей мёртвое тело Христа.
Пигмент
элемент цвета в краске. Пигменты могут состоять из самых разных ингредиентов, включая минералы, натуральные/искусственные красители и другие синтетические соединения. См: Цветные пигменты: Типы, история.
Искусство равнин
описывает исконное искусство американских индейцев, практикуемое племенами сиу, команчей и блэкфитов на западных равнинах США.
Пластичный
используется в искусстве для описания всего, что может быть вылеплено или смоделировано; противоположность глиптическому.
Пластическое искусство
трёхмерные формы искусства, такие как скульптура, керамика и архитектура.
Живопись на пленэре
относится к спонтанному методу рисования на открытом воздухе с натуры – обычно пейзажей – как совершенный Клодом Моне среди других.
Полиморфная живопись
многоформенная живопись, создаваемая некоторыми современными художниками-кинетистами. Внешний вид работы меняется в зависимости от положения наблюдателя.
Поп-арт
движение шестидесятых годов, возглавляемое Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном. См: Поп-арт Энди Уорхола.
Полиптих
живописное произведение (обычно алтарная картина), состоящее более чем из трёх панелей; см. также диптих, триптих.
Фарфор
твёрдая, изысканная керамика, изобретённая китайцами в VII веке. См. китайский фарфор.
Портретное искусство
Нарисованное или раскрашенное изображение человека, обычно натуралистичное и поддающееся идентификации; отсюда портрет, портретист. См. также Бюст.
Плакатное искусство
Либо рекламные литографии, пропагандистские плакаты или репродукции известных картин. Подробнее см: История плакатного искусства.
Гончарный круг
Горизонтальный вращающийся диск, используемый керамистом для придания формы глине.
Гончарное дело
Форма керамического искусства, в котором влажной глине придают форму, сушат, глазируют и обжигают в печи для создания различных сосудов и украшений. Об истории и стилях античности см:Греческая керамика.
Пуссенист
Приверженец французской теории пуссенизма конца XVII века: превосходство линии (рисунка) над цветом.
Доисторическое искусство
Творческое выражение эпохи палеолита, мезолита и неолита каменного века. Хронологическую датировку см: Хронология доисторического искусства.
Основные цвета
красный, синий и жёлтый; цвета, которые могут быть смешаны для получения других цветов, но сами не могут быть получены из смесей.
Примитивизм или примитивное искусство
Картины и рисунки, созданные людьми вне влияния традиционных западных стилей. Также: работы интуитивных художников или скульпторов с «наивным» стилем, обычно обусловленным отсутствием у них формального художественного образования.
Печать
любое изображение, узор или надпись, созданные на ткани или бумаге с помощью различных графических процессов. Также: (глагол) делать оттиск или изображение с помощью такого процесса. Обычно означает печатание букв; типографское дело подразумевает получение изображения, которое является эстетически приятным или иллюстративным.
Принт
Термин, применяемый к процессам изобразительной печати, таким как офорт, гравировка, литография, ксилография и шелкография, в которых несколько изображений воспроизводятся с одной и той же металлической пластины, камня, дерева или блока линолеума, или шелкографии, с использованием монохромных или цветных печатных красок. А также оттиск, полученный ьаким методом.
Пропорция
в живописи, скульптуре и архитектуре описывает соотношение между соответствующими частями и целым произведением, как провозглашено (например) в Каноне пропорций, математической формуле, устанавливающей идеальные пропорции различных частей человеческого тела.
Протестантское искусство Реформации
Менее явный, более скромный, менее масштабный вид религиозного искусства, вызванный восстанием Лютера (1517) и проиллюстрированный работами Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта и Яна Вермера.
Провенанс
Термин, означающий происхождение произведения искусства, в частности, историю его владения с момента создания. Музейные кураторы и эксперты по изобразительному искусству аукционных домов, таких как Christie’s и Sotheby’s, изучают происхождение произведения, чтобы установить его подлинность.
Паблик-арт
Свободный термин, который на практике означает произведения искусства, финансируемые из государственного бюджета. Может также означать произведения (обычно скульптуры), размещённые в общественных местах, такие как Чикаго Пикассо.
Квадратура
потолочные фрески с эффектом Trompe l’oeil, которые как бы расширяют архитектурные особенности за пределы реального пространства комнаты.
Кватроченто
итальянский термин 15 века. Традиционно относится к итальянскому изобразительному искусству периода 1400-1500 гг.
Раку
Японская керамика, используемая для чайной церемонии; вылепленная, а не выточенная на круге.
Реди-мейд
Название, данное дадаистом Марселем Дюшаном сборным объектам, выставляемым в качестве произведений искусства.
Реализм
стиль живописи 19 века, типичный для Курбе, который делает сознательный выбор повседневных предметов (Realisme). Также: противоположность абстрактному или искажённому (аналогично натурализму). Также: в греческой классической скульптуре – работа, которая не является стилизованной или идеализированной.
Техника красных фигур
Техника лучшей древнегреческой вазописи, при которой фигуры рисовались чёрным цветом, а фон закрашивался чёрным, чтобы фигура выделялась на красном фоне.
Рельефная скульптура
резьба и т.д., в которой формы выступают, а глубина углублена; тип рельефа определяется степенью выделения рисунка; так, alto rilievo (высокий рельеф) и bas relief (низкий рельеф), в которых выступ незначительный.
Религиозное искусство
Обычно архитектура, скульптура, живопись, ремесла или артефакты с религиозной тематикой.
Ренессанс (или «Возрождение»)
Период искусства Возрождения длится с 1400 по 1600 год, подразделяясь на Раннее Возрождение (ок. 1400-90), Высокое Возрождение (ок. 1490-1530) и Маньеризм (ок. 1490-1600). В целом для него характерны больший акцент на реализм, мастерство линейной перспективы, гуманизм (вера в превосходство человека) и повторное открытие классического искусства. К северу от Альп это движение известно как Северное Возрождение.
Репуссе
Техника художественной обработки металла, при которой металл украшается ударами молотка с обратной стороны, так что рисунок выделяется в рельефе.
Репусуар
Метод создания или усиления перспективы в живописи, например, путём размещения большой фигуры/объекта на переднем плане. Такие фигуры репусуар были характерны для голландской фигурной живописи XVII века. Голландские художники-реалисты часто использовали драматический эффект repoussoir, чтобы оживить свои картины плоской и безликой голландской сельской местности.
Репрезентативное искусство
искусство, которое пытается показать объекты так, как они выглядят на самом деле, или, по крайней мере, в какой-то легко узнаваемой форме.
Наскальное искусство
Петроглифы, пиктограммы и другие формы гравировки на камне или наскальной живописи.
Салон
Французская ежегодная выставка в Париже (проводилась с XVII века и далее) живописи и скульптуры членов Академии, традиционно враждебно относившейся к инновациям.
Осенний салон
Соперничающая выставка, проводимая в Париже Обществом Осеннего салона.
Салон независимых художников
выставка Общества независимых художников 1884 года, включая Сёра и Синьяка. У общества не было отборочного жюри.
Салон отказников
выставка 1863 года, организованная Наполеоном III для показа работ, отвергнутых официальным Парижским салоном.
Песочное искусство
Испокон веков практикуемое индейцами навахо, австралийскими аборигенами, жителями Океании и тибетскими буддистами, оно получило новое дыхание у современных художников по всему миру.
Свиток
свиток из бумаги или шелка, популярный в восточном искусстве. Ручной свиток шириной около 30 см и длиной до 30 м (100 футов), разворачивается справа налево и даёт непрерывную картину, просматриваемую участок за участком. Подвесной свиток, как следует из названия, подвешивается как картина. Оба обычно пишутся тушью или акварелью.
Скульптура
Объект, вырезанный или смоделированный из дерева, камня и т.д. или отлитый из металла с эстетической, нефункциональной целью; или процесс его изготовления; отсюда скульптор. «Скульптурный» используется для описания искусства (включая живопись и рисунок), которое имеет ярко выраженные трёхмерные качества.
Обломок
непрозрачный или полупрозрачный слой краски, нанесённый поверх другого таким образом, что первый частично стирается, создавая эффект лёгкого излома.
Морской пейзаж
картина или рисунок моря и судоходства.
Автопортрет
Автопортреты были созданы ещё в период Амарны (ок. 1365 г. до н.э.) в Древнем Египте, хотя этот жанр не использовался должным образом до времён Альбрехта Дюрера в Германии конца XV века. С тех пор другими важными пионерами автопортретной живописи были Рембрандт, Винсент Ван Гог и Эгон Шиле.
Сфумато
техника живописи, разработанная Леонардо да Винчи, в которой переходы от светлого к тёмному настолько постепенны, что почти незаметны; сфумато размывает линии и создаёт эффект мягкого фокуса.
Сграффито
Термин, означающий «процарапанный»; в живописи один цвет накладывается на другой и процарапывается инструментом так, что выявляется основной цвет.
Сильверпоинт
Метод рисования с использованием куска металла, обычно серебряной проволоки, нарисованного на грунте, подготовленном китайской белизной, иногда с добавлением пигмента.
Набросок (скетч)
Обычно набросок – это быстро выполненное или случайное изображение предмета карандашом, углём, пером и чернилами или другим переносным средством, часто создаваемое как предварительная работа в рамках подготовки к чему-то более детальному.
Небоскрёб
тип конструкции высотного здания, впервые разработанный американскими архитекторами Чикагской архитектурной школы (ок. 1880-1910).
Монументальная скульптура
Стиль скульптуры 20-го века, состоящий из неподвижного объекта, закреплённого на каком-либо основании. Противопоставляется мобилю, свободно висящему скульптурному изобретению американского скульптора Александра Колдера (1898-1976), стабилы также были созданы Колдером.
Витражное искусство
Достигло своего апогея в эпоху готической архитектуры.
Статуя
Отдельно стоящая скульптура; изобразительное искусство в натуральную величину.
Трафарет
Изображение, созданное путём нанесения чернил или краски через вырезанную поверхность.
Натюрморт
Один из основных жанров западного искусства, описывающий тип живописи с изображением неодушевлённых предметов быта. Существует четыре типа:
- цветочные произведения,
- произведения, изображающие завтрак или банкет,
- произведения, изображающие животных,
- символические натюрморты.
Стиплинг
техника рисования, при которой используется множество мелких точек или пятен для построения изображения, или штриховки.
Каменная керамика
твёрдая керамика, изготовленная из глины плюс легкоплавкий камень (обычно полевой шпат) и обожжённая при температуре 1200-1400°C, чтобы камень стекловидился.
Скульптура из камня
Включает резьбу по метаморфическим, осадочным и магматическим породам.
Основа
Холст, бумага, панель, стена и т.д., на которых выполнена картина или рисунок.
Гобелен
настенное украшение из шелка или шерсти с неповторяющимся узором или повествовательным рисунком, вытканным вручную во время изготовления. Подробности и историю см:Гобеленовое искусство.
Темпера
метод живописи, при котором пигменты соединяются с эмульсией из воды и яичных желтков или целых яиц (плюс иногда клей или молоко). Широко использовался в итальянском искусстве в 14 и 15 веках, как для панельной живописи, так и для фрески, затем был вытеснен масляной краской.
Тенебризм
стиль живописи XVII века, связанный с Караваджо, в котором широко использовалось сильное кьяроскуро.
Терракота (лат.: «обожжённая земля»)
твёрдая, обожжённая, неглазурованная, коричнево-красная глина, используемая для изготовления керамики и строительства. См: Терракотовая скульптура.
Тондо
круглое изображение или рельеф.
Треченто
по-итальянски 14 век. Традиционно относится к итальянскому изобразительному искусству 1300-1400 гг.
Племенное искусство
Также называемое примитивным искусством туземцев, оно охватывает традиционное искусство племенных обществ Америки, Африки, Индии, южной части Тихого океана и Австралазии.
Триптих
картина или резьба из трёх частей; форма полиптиха, распространённая для алтарных композиций.
Trompe l’oeil
картина, которая «обманывает глаз»; вид иллюзионистической живописи, характеризующийся очень точным натурализмом.
Укиё-э (ксилография)
Японская живопись, означает «картины плавающего мира». Жанр живописи, а позднее ксилографии, сюжетами которой были актёры, бытовые сцены и куртизанки.
Точка исчезновения
точка, в которой удаляющиеся параллельные линии на картине, кажется, встречаются; см. линейная перспектива.
Ванитас
картины с натюрмортом, популярные в Голландии XVII века, в которых предметы напоминают о непостоянстве временной жизни и смертности.
Викторианское искусство
Британская архитектура, искусство и ремесла, созданные во время правления королевы Виктории (ок. 1840-1900).
Видеоарт
Современная форма, основанная такими художниками, как Энди Уорхол (1928-1987) и Билл Виола (р. 1951). Может быть как самостоятельной, так и сочетаться с другими медиа в инсталляции.
Искусство викингов
Норвежское искусство в основном включает в себя переносные металлические изделия и резьбу.
Изобразительное искусство
Широкая категория художественных дисциплин, включающая изобразительное искусство, некоторые виды прикладного искусства и некоторые формы современного искусства.
Акварельная живопись
Использование водорастворимой краски. Акварель обычно наносится кистью, но могут использоваться и другие инструменты. Наиболее распространённые техники рисования известны как «мокрый по сухому» и «мокрый по мокрому», а также техники сухой кисти «сухой по сухому» и «сухой по мокрому». Акварель можно удалять, пока она ещё влажная, промакиванием. Когда акварель делают более густой, непрозрачной и смешивают с белым, её обычно называют гуашью. Томас Гиртин и Дж. М. У. Тёрнер были двумя великими пионерами этого вида искусства.
Вудблок
Печать, выполненная по рисунку на деревянном бруске. См. такжеГравюры на дереве.
Резьба по дереву
Достигла своего апогея в позднеготической Германии, в руках таких мастеров резьбы по дереву, как Вейт Штосс (1450-1533) и Тильман Рименшнайдер (1460-1531).
Словесное искусство
Включает в себя любую словесную живопись, скульптуру или графику на основе текста. Среди его представителей Барбара Крюгер (р. 1945), Кристофер Вул (р. 1955) и Он Кавара (1932-2014).
Ксилография
Ранняя форма гравюры на дереве, впервые появившаяся в Китае в I веке нашей эры. Ксилография – самая древняя из известных гравировальных техник.
Ямато-э
Школа японской живописи с X по XV век, сохранившая исконные традиции.
Жёлтая книга
влиятельный ежеквартальный журнал, издававшийся с 1894 года, художественным редактором которого был Обри Бердсли (1872-98).
Зиккурат
древнее вавилонское и ассирийское сооружение в форме пирамиды. См: Ассирийское искусство (ок. 1500-612 гг. до н.э.).
Зооморфный
мотив, основанный на формах животных.
Эгейское искусство
От различных культур восточного Средиземноморья с 2800 г. до н.э. по 1400 г. до н.э., включая кикладскую, минойскую (с Крита) и микенскую.
Эстетика
Философия, применяемая к искусству, которая пытается сформулировать критерии для понимания эстетических (а не утилитарных) качеств искусства.