Словарь политических терминов. Политическая энциклопедия онлайн

Один из мудрецов прошлых лет однажды в шутку сказал, что для того, чтобы в стране было благополучие и процветание, необходимо чтобы сильные мира сего – политики, общественные деятели и обычный народ смогли общаться на одном языке. Но, как известно, в любой шутке есть доля правды. Большой политический словарь был создан специально для того, чтобы любой человек мог лучше ориентироваться в окружающем мире, в современной политике и культуре. Современный словарь политических терминов дает определение словам и многочисленным выражениям, связанным с политическим устройством государства, дипломатией и т.д. На своих страницах политическая энциклопедия онлайн публикует обширные сведенья о ведущих политических деятелях прошлого и настоящего.


Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, в т. ч. от участия в голосовании на выборах.

Абсолютизм (от лат. absolutus) – форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти, фактическим отсутствием разделения властей.

Авангард (от франц. avant – впереди + garde – стража) – передовая, ведущая часть какого-либо коллектива, социальной группы, общества.

Автаркия политическая (от греч. autarkeia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными органами, направленных на обособление политических институтов в целях создания замкнутой политической системы, отдельных ее организационных структур, их видов.

Автократия (от греч. autokrateia – самовластие, самодержавие) – одна из форм государственного правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве.

Автономия (от греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного (властного) органа, но при наличии ее определенных ограничений: экономических (допускает многообразие форм собственности), политических (зачастую имеет опору в блоке партий и движений), социальных (не претендует на введение единообразия, не уничтожает враждебные силы, классы и т.п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей.

Авторитарная личность – набор особых личностных характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность принятия различных точек зрения.

Авторитарный (от лат. auctoritas – власть, влияние) – (1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; (2) властный. Авторитарное лидерство предполагает единовластное и директивное (т.е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми. Лидер здесь сосредоточивает в своих руках почти все основные управленческие функции и не позволяет подчиненным выходить за жесткие рамки отведенных им ролей. Тщательно контролируя работу людей, он постоянно держит их под угрозой применения силы или других мер принуждения и наказания за те или иные ошибки.

Авторитет – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные качества своего лидера. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой, имеет, с точки зрения М. Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной мере полагается на силу.

Анархизм – политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. “Анархизм – это вывернутая наизнанку буржуазность” (В.И. Ленин).

Аристократия (от греч. aristos – лучший и kratos – власть) – форма государственного правления, основанная на власти знатного привилегированного меньшинства, избранных (лучших), а также сам социальный слой, состоящий, как правило, из крупных землевладельцев (в феодальной России и в других странах эпохи средневековья и Нового времени).

Буржуазия – неточно используемый термин при описании характеристик среднего или правящего класса при капитализме. Предполагается, что эти классы заинтересованы в сохранении капитализма и борются с рабочими за распределение прибавочной стоимости. Более правильное понимание термина связано с городским классом предпринимателей и промышленников, характерным для раннего капитализма.

Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Вето (от лат. veto – запрещаю) – в самом широком плане означает запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с позицией органа или лица, которые обладают этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица.

Властвующая элита – небольшая группа, к которой относят людей, концентрирующих в своих руках политическую и экономическую власть.

Власть – способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. Власть – это волевое отношение между людьми, при котором один человек (или какой-либо субъект) воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Особенность властного влияния (в его отличии от других форм влияния) заключается в его принудительности.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы развития политической жизни, политического процесса.

Вотум (от лат. votum – желание, воля) – политическое решение, принятое в результате голосования. Например, в демократических государствах вотум доверия (или недоверия) деятельности правительства, министра и т.п. выносится парламентом. При вынесении вотума недоверия правительство, или государственный деятель, как правило, уходят в отставку.

Высший класс – социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный крупный бизнес или владеющих пакетами акций на большую сумму.

Геноцид (от греч. genos – род и лат. caedere – убивать; букв. “уничтожение рода, племени”) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, классовым мотивам. Как правило, геноцид связывают с фашизмом и расизмом.

Глобализация – всемирная экономическая, культурная и политическая интеграция на многонациональной основе, приводящая к созданию целостной глобальной системы. Это обусловливает развитие таких экономических, культурных и политических процессов, которые вследствие их независимости от политики государств и межнациональных сообществ невозможно объяснить с помощью традиционной логики развития отдельных стран. Глобализация производства, например, происходит при интеграции заводов, принадлежащих многонациональным компаниям в различных странах, когда продукция собирается из деталей, изготовляемых по всему миру. Глобализация производства способствует глобализации продукции, поскольку для потребителей привычнее покупать всемирно признанную продукцию, а не ту, что предназначена для национального рынка. В современных условиях деятельность многонациональных корпораций осуществляется вне контроля со стороны какого-либо государства. Глобализация культуры имеет в своей основе так называемый консьюмеризм (стратегии потребительства), который распространился по всему миру и заменил локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность многонациональных компаний и через средства массовой коммуникации, которые, часто, также являются собственностью многонациональных информационных компаний. Технологические изменения в области телекоммуникаций также способствовали распространению однородной потребительской культуры. Интенсификация процессов глобализации в конце прошлого века обусловила появление и развитие широкого международного антиглобалистского движения.

Государство – совокупность институтов (политический аппарат, законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровне, суд, полиция, вооруженные силы), основной функцией которых является основанное на праве управление жизнью общества на определенной территории. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение силы. В социологии сложились три подхода к оценке роли государства: (1) ряд ученых (М. Вебер и др.) рассматривают государство как независимую силу, которая руководствуется собственными правилами действия – легально-рациональными правилами бюрократии – и господствующую над всеми социальными группами; (2) марксисты считают, что государство в капиталистических обществах отстаивает интересы капитала и господствующего класса; (3) плюралистический подход к оценке роли государства связан со стремлением избежать крайностей, рассматривая государство как силу, на которую в рамках демократического процесса может оказываться влияние со стороны различных политически представленных интересов.

ГОСУДАРСТВО, основной политический ин-т, создаваемый для управления об-вом на определённой территории с помощью аппарата власти, решения к-рой имеют обязательный характер для всего об-ва. Г. представляет собой совокупность таких политических учреждений как законодательные органы, исполнительная власть (пр-во), суд, полиция и вооруженные силы.

Выделяются три подхода в оценке роли Г. в целом. При первом (М. Вебер) Г. рассматривают как независимую силу, руководствующуюся собственными легально-рациональными бюрократическими правилами действия и господствующую над всеми социальными группами. Второй подход (марксисты) связан с представлением о Г. как специальном аппарате, отстаивающим интересов капитала и господствующих классов. Третий (плюралистический) подход характеризуется стремлением избежать крайностей и рассмотрением Г. как силы, независимой лишь отчасти, на к-рую в условиях демократии могут оказывать влияние разл. экономические и политические группы.

Функции Г. подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции: 1) охрана существующего политического строя, порядка и законности; защита прав человека и гражданина; 2) хозяйственно-организаторская, экономическая функция (поддержание экономической стабильности); 3) социальная функция (прежде всего, поддержка социально незащищенных групп); 4) культурно-информационная функция. Внешние функции: 1) оборона и 2) защита интересов страны в мировом сообществе.

Г. разных исторических эпох и народов мало похожи друг на друга. И всё же они имеют нек-рые общие черты. Общими для Г. являются следующие признаки: 1) отделение публичной власти от об-ва; её несовпадение с организацией всего населения; появление слоя профессионалов–управленцев; 2) территория, на население к-рой распространяются законы и полномочия Г.; 3) суверенитет, т.е. верховная власть на данной территории, решения к-рой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений; 4) монополия на легальное применение силы, физическое принуждение; 5) право на взимание налогов, необходимых для содержания госаппарата, армии, осуществления социальной политики и т.д.; 6) обязательность членства в гос-ве; гражданство человек получает с момента рождения; 7) представительство об-ва как целого и защита общих интересов и общего блага.

А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.

Гражданская религия – формы ритуалов и верований, сходные с религиозными, но присущие мирской деятельности, например, парады и церемонии.

Гражданское общество – это социальная общность, включающая в себя добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества; это сфера многообразных проявлений свободных индивидов, различных ассоциаций. Гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей. В гражданском обществе главное действующее лицо – личность, имеющая потребности, интересы. Личность обладает правом на индивидуальную свободу. Гражданское общество — это своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства.

Демократия – общественно-политическая система, предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.

Депривация – неравенство доступа к социальным благам. Депривация связана с бедностью и другими более общими формами социального неблагополучия.

Деспотизм (от греч. despoteia – неограниченная власть) – форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.

Диктатура (от лат. dictature – неограниченная власть) – способ осуществления государственной власти, для которого характерно непосредственное применение вооруженной силы, практически полное ограничение прав и свобод. Диктатура как особый способ осуществления власти возникает чаще всего в чрезвычайных условиях, в период обострения борьбы между классами и социальными группами.

Дискриминация – действия, закрывающие членам определенной социальной группы доступ к ресурсам, социальным благам или источникам дохода, доступным остальным.

Идеология – общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех обществах, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие “идеология” связано с понятием “власть”, поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы.

ИДЕОЛОГИЯ, считается одним из самых противоречивых понятий в общественных науках. Чаще всего выделяют три смысловых акцента:

1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей, представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей (гуманизм, либерализм, фашизм, социализм, пацифизм, католицизм, постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси (“Элементы идеологии”, 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их “ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов”. Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: “Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, — время счастья”. Здесь термин иллюзия используется в переносном значении – как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение – обман чувств, нечто кажущееся (идеолог – фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за “своего”?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, “Психология толпы”) Г. Лебон также заметил: “Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов”.

2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процессами (например, конкуренцией). Основной “фигурант” — К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или “дериваций” (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации (“производные”, вторичные от чувств образования) – это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет, либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, “вербальные доказательства”, не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего “смыслосодержащего”, а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной.

3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания (“ложного сознания” — см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному.

У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению.

У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии:

а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин “идеология” соседствует с термином “иллюзия”, который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие “реальность”, причем в определенном отношении – реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе – реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или – идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о “перевернутом”, “поставленном с ног на голову” сознании.

Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право, политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание. Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра-феномен идеологии – не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: “Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации… Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений” (т.3, c. 24). И далее: “Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни”. Итак, идеология – это иллюзия “эпохи о самой себе” (там же, с.25).

б) Отличие идеологии от не-идеологии.

Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением.

За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки – это фиксация внешних границ идеологии.

Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма – от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи “наведения мостов” между сущим и должным: говори, что “есть”, но не говори, как “должно быть”.

У М. Фуко всё знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: “Знание есть власть”. Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: “Производственная сфера, — пишет он, — товары и услуги, которые она производит, “предлагают” (или внедряют) социальную систему как целое… Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи”.

Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей.

При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии.

(А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

Индустриальное общество – ступень (стадия) исторического развития общества, которой присущи высокий уровень промышленного производства, его механизация и автоматизация, развитое общественное разделение труда, широкое использование достижений науки и техники, динамичность, гибкость и открытость в организации социально-политической жизни; основной социальный конфликт здесь – это конфликт между трудом и капиталом, т.е. общественным характером труда и частнособственнической формой присвоения его результатов (см.: аграрное общество; постиндустриальное общество).

Инновация (нововведение) — инициированный и контролируемый перевод некоторой системы из одного качественного состояния в другое, результатом которого и является новшество (иногда также называемое инновацией); в теории Р. Мертона реакция на аномию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.

Исторический материализм (материалистическое понимание истории) – принадлежащая К. Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются, прежде всего, экономическими факторами. Социально-философская формулировка: общественное бытие (совокупность материальных общественных отношений) определяет общественное сознание. Политико-экономическая формулировка: первичность базиса (типа производственных отношений, определяемого, в свою очередь, уровнем развития производительных сил) и вторичность надстройки (прежде всего, системы политических и юридических отношений и институтов). “Ветряная мельница дает вам общество во главе с сюзереном (феодалом – прим. составителей), а паровая машина – общество во главе с капиталистом” (К. Маркс).

Капитализм – экономическая система, основанная на рыночном обмене. Под “капиталом” понимаются богатство или деньги, инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими – их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.

Класс – один из основных типов социальной стратификации (элементов социальной структуры) наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классообразующих; существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. Постоянное стремление буржуазии к извлечению прибыли влечет за собой эксплуатацию пролетариата и, как полагал Маркс, его растущее обнищание. В этих условиях у рабочих развивается классовое сознание, и пролетариат должен превратиться из “класса в себе” (чисто экономически определяемая категория, означающая отсутствие классового самосознания) в “класс для себя”, состоящий из рабочих, обладающих классовым мировоззрением и готовых вести классовую борьбу с капиталистами. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга отношением к средствам производства, местом в системе производства, ролью в организации труда и размером и формой получаемых благ. Современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля над индустрией превращает “отсутствие собственности” в такую широкую категорию, что при ее использовании невозможно провести различие между группами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерами и рядовыми рабочими. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими – квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.

Коммунизм (от лат. communis – общий) – политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. Коммунизм – это “ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех” (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: “каждый – по способностям, каждому – по потребностям”. С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.

Консенсус социальный – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении. Та или иная степень согласия и согласованности в действиях необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации.

Консерватизм (от лат. conservate – сохранять, охранять) – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного строя, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare – сохранять) – относительно самостоятельное течение социально-политической мысли; появилось в конце XVIII в. Создателем политической философии консерватизма был Э. Берк. Его книга “Размышления о революции во Франции” на протяжении двух столетий воспринимается сторонниками консервативного подхода как “Библия консерватизма”. Сам термин консерватизм ввёл в обиход Ф. Шатобриан (1768-1848). В последующем идеи консерватизма развивали Ламенне, Гобино, Дизраэли, Бисмарк, Моска, Хайек, Белл, Липсет и другие. Консерватизм первоначально выступал в качестве оппонента либерализму. Если либерализм был знаменем буржуазных революций в конце XVIII – начале XIX веков, то консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология. В последующем его социальная база расширялась. Он стал выражать интересы тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития.

В общем виде консерватизм можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных культурно-духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, негативное отношение к реформистским проектам.

Консерватизм – это универсальный феномен, средство защиты и сохранения любого общества. Фундаментальными консервативными принципами выступают: 1) реальные и устойчивые способы мышления и деятельности; 2) уважение авторитетов; 3) жесткая дисциплина и порядок; 4) традиционная мораль; 5) иерархия ценностей; 6) нормы поведения и обязанности индивида, уравновешивающие его права; 7) обеспечение надёжной социальной организации.

Особое значение придаётся праву личности на владение собственностью. Личная свобода связана с экономической независимостью. Однако подобная независимость обусловливается консервативными добродетелями – трудом, бережливостью и отказом от немедленных удовольствий ради будущего вознаграждения. В этом смысле идеи консерватизма аналогичны этическим принципам протестантизма. Консерватор отрицательно относится к переменам в общественной жизни. С его точки зрения мир может изменяться, но постепенно. Историк Г. Химмельфорб отмечает, что “консерватор более пассивен в политических и социальных вопросах, потому что он предпочитает то зло, которое он знает, тому, которое он не знает, но легко может вообразить”.

В 70 – 80-х гг. XX века в США, ФРГ, Великобритании и других странах на смену традиционному консерватизму пришёл неоконсерватизм, главная особенность которого состоит в том, что он не только не против реформ, но и за наиболее радикальные средства в их осуществлении. Выбор в пользу неоконсерватизма был сделан потому, что он обещал экономический подъём за счёт большей свободы рыночных отношений, поощрения предпринимательства, ограничения вмешательства государства в экономику, снижения безработицы. Неоконсерватизм выступал с обещаниями морального обновления, возрождения, восстановления порядка.

Консерватизм можно определить через следующие тезисы: 1) в экономической сфере – решительное высвобождение и поощрение частнопредпринимательской инициативы; 2) в социальной политике – сокращение государственных программ на социальные нужды, помощи безработным; 3) во внутренней политике – решительные меры по отношению к инициаторам беспорядков ради общественной стабильности; 4) во внешней политике – применение средств давления по отношению к политическому противнику.

Анализ либеральных и консервативных взглядов показывает, что и те, и другие выступают за индивидуальную свободу, конституционное государство и соблюдение законов. Данный симбиоз привёл к появлению понятия “либеральный консерватор”.

П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника “Культурология” (авт. коллектив)

Конфедерация – форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет, имеет собственные органы власти, обладает правом выхода из нее. В конфедерации нет единой конституции, единого гражданства.

Конфликт социальный – попытка достижения целей путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь тех же целей. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Конформизм – психологическая установка и поведение, которое представляет собой адаптивное (приспособительное) следование нормам, принятым в группе или обществе. Люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм (законопослушность). Некоторые люди, а иногда и большинство следуют им из соображений прагматической целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями (конформизм в узком, негативном смысле). Конформизм в политике характеризуется как способ политического приспособленчества, как пассивное принятие существующих политических порядков, как отсутствие собственных политических позиций, принципов, как “слепое” подражание господствующим стереотипам политического поведения.

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – преступная деятельность в самых различных сферах, совершаемая должностными лицами в целях личного обогащения. Коррупция всегда носит тайный, теневой характер, осуществляется в результате сговора субъектов управления политической, хозяйственной и других областей общественной жизни, поэтому ее достаточно сложно обнаружить и ликвидировать.

Легально-рациональные правила бюрократии – организационно-политический порядок, характерный для современных обществ. В рамках бюрократической организации легитимным и авторитетным считается лишь то приказание, которое исходит из соответствующего ведомства, соответствует надлежащей инструкции и отдается при соблюдении надлежащих процедур. Авторитет должностных лиц связан не с традицией или харизмой, а с консенсусом по поводу действенности процедурных правил, которые воспринимаются как рациональные, справедливые и беспристрастные.

Легально-рациональный авторитет, легально-рациональная легитимация власти – общественно-политический порядок, предполагающий подчинение исходящим от властных учреждений формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Такой порядок характерен для современных демократий. Следование квази-легальным нормам в формальных демократиях при фактической коррумпированности является типичным примером для этой формы власти, особенно в странах с неизжитыми длительными авторитарными традициями.

Легальность (законность) власти – политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий). Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения общественной морали. Но в то же время современное государство часто испытывает серьезный “дефицит” необходимой ему легитимности, когда его действия выходят за пределы общественного согласия.

Легитимность – убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен. Легитимная власть – власть, опирающаяся на подобные убеждения большинства населения (см.: легальность).

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus – законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления (наследования, избрания или захвата).

Согласно М. Веберу различают три модели Л., т.е. основания, способствующие наделению правителей авторитетом. (1) Традиционная Л. основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в данном об-ве. (2) Харизматическая Л. характеризуется преданностью населения политическому лидеру, правителю в силу его “богоизбранности” и необыкновенных способностей. (3) Легально-рациональная Л. обеспечивается признанием авторитета руководителя и вообще должностных лиц, если их действия соответствуют надлежащим правилам и осуществляются при соблюдении установленных формально-рациональных (бюрократических) процедур. Именно такие действия властей воспринимаются как беспристрастные и справедливые.

Л. власти обеспечивается на трёх уровнях: (1) на идеологическом, основанном на степени соответствия действий власти определенной идеологии; (2) на структурном, к-рый характеризует устойчивость и надёжность социально-политической системы, а также способов и механизмов формирования её основных ин-тов; (3) на персоналистском, связанным с одобрением населением деятельности конкретного властвующего лица.

Л., понимаемая в широком смысле (Ю. Хабермас), означает, что все социальные системы (ин-ты и люди, их олицетворяющие) должны обладать определенным признанием со стороны большинства населения. Такое признание, что примечательно, напрямую связано с политической инертностью граждан (“молчание – знак согласия”). Однако, то или иное, но неизбежное и систематическое вмешательство государственных структур в частную жизнь граждан подрывает это признание, разрушает былую инертность, порождая, т. обр., потенциальный кризис Л.

В совр. социологии и политологии принято различать Л. власти, понимаемую как её одобрение со стороны большинства населения, и легальность власти, означающую её формальную законность. Такое различение, очевидно, правомерно, поскольку совр. (и не только) политическая и социальная практика показывают, что не всякая формально законная власть имеет необходимое одобрение со стороны об-ва и наоборот, — не всякая одобряемая власть законна.

А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.

Либерализм (от лат. liberaris – относящийся к свободе) – достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение, важнейшим концептом которого является идея индивидуальной свободы, автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству. Неотъемлемым правом человека является право частной собственности (Дж. Локк), обеспечиваемое, в том числе системой социально-политическоого плюрализма, т.е. такими условиями, при которых для всех проявляющихся в обществе интересов и устремлений создана возможность их организационно политического оформления. Экономическая свобода является базовым условием свободы личной и свободы политической. Функции принуждения (в том числе силового), используемые государством, должны быть сведены лишь к крайне необходимому минимуму. “Лучшее правительство – то, которое меньше всего управляет” (Т. Джефферсон). Гарантом против деспотии государства служит демократическая конституция.

ЛИБЕРАЛИЗМ. Само понятие “либерализм” (от лат. liberalis – свободный) вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескьё, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон, Б. Констан, А. де Токвиль и др. В последующем эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, Т.Х. Грином и другими. С возникновением капитализма и по настоящее время либерализм является доминирующей политической культурой Запада.

Либерализм – в широком значении – это интеллектуальная и нравственная установка на организацию общественной жизни, построенной на признании незыблемости политических и экономических прав человека в пределах, ограниченных законом.

Либерализм – в узком значении – идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г. Программным документом этого политического объединения является “Манифест либералов”. В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции.

Идейно-нравственное и политическое ядро “классического” либерализма образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определённых неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность); 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью – защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона как инструмента социального контроля и “свобода в законе” как право и возможность “жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе….. и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека…” (Дж. Локк); 8) ограничение объёма и сфер деятельности государства; 9) защищённость (прежде всего от государственного вмешательства) частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона); 10) существование высших истин разума, доступных индивиду, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией.

Значительную роль сыграл либерализм в организации экономической жизни. В рамках либерализма были обоснованы положения о свободном индивидуальном и групповом предпринимательстве, свободном рынке и конкуренции как универсально значимых механизмах общественного прогресса.

Основатели либерализма активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг “laissez faire” (“не мешайте действовать”), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. Это должно было привести к достижению всеобщего благосостояния и расцвету индивидуальной свободы.

Либеральные идеи сыграли значительную роль в экономическом развитии в XIX в. Однако к концу века стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал А. Смит и его единомышленники; конкуренция оказалась слабой; производители искусственно повышали или понижали цены на рынке; наблюдалась явная тенденция к образованию монополий; экономическая система породила самый низший класс (по К. Марксу – пауперизация общества); классовое положение определённым образом наследовалось (образование, продвижение по службе и прочее); возникли масштабные экономические кризисы. Особенно потряс экономические, а вместе с ними и политические устои западного общества глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933 гг.).

Всё это привело к пересмотру ряда положений либерализма. Возникли новые идеи. В совокупности они составили новое направление – неолиберализм. Прежде всего, изменилось отношение к роли государства в экономических процессах. В число его функций неолибералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства. Государство устанавливает антимонопольное законодательство, поддерживает малый бизнес, расширяет число собственников, разрабатывает общую стратегию экономического развития, развивает плюрализм форм собственности, социальную защиту граждан. Кроме этого, жёсткое распределение политических ролей управляющих и управляемых сменилось консенсусом всех политических сил как сущностной задачи политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий.

П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника “Культурология” (авт. коллектив)

ЛИДЕРСТВО (англ. leader – ведущий, руководитель), в социологии рассматривается как влияние или обладание властью в социальных сообществах. Функционально Л. связано со стремлением властвующего субъекта сообразовывать реальное поведение индивидов и социальных групп с заданными авторитетными образцами.

Различают три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (М. Вебер). (1) Традиционное Л. основано на обычаях и исторически закреплённой руководящей роли определённой семьи, клана, сословия или класса. (2) Харизматические лидеры руководят в силу необыкновенных способностей, приписываемых им их последователями. (3) Легальное Л., основанное на определённых знаниях и опыте, осуществляется в соответствии с формально-рациональными прагматическими правилами и процедурами. В этом смысле совр. управление (менеджмент) является лидерством в силу профессиональной компетентности менеджеров.

Политическое Л. представляет собой специфическое взаимодействие, при к-ром лидер, используя весь спектр своих полномочий, организует и направляет действия относительно больших социальных групп для достижения программных – стратегических или тактических – целей (политических, экономических, военных и др.).

Применительно к тому или иному конкретно-историческому режиму политической власти лидеры могут быть наследственными, назначаемыми, избираемыми. В зависимости от форм и способов осуществления властных полномочий различают (К. Левин): демократичный (коллегиальный), авторитарный (директивный) и анархичный (по сути, отказ от управления) стили Л.

В социально-гуманитарном знании представлены разные подходы к объяснению побудительных причин возникновения Л.: (1) конкретно-историческое сочетание объективных (прежде всего и по преимуществу, социально-экономических) предпосылок и субъективных целеустановок (К. Маркс); (2) изначальное, естественное, “жизнеутверждающее” стремление к подчинению чужой воли своей, так называемая “воля к власти” (Ф. Ницше); (3) инстинктивные импульсы к “социальному переустройству” на уровне бессознательного, “параноидальность” с её сверхценными идеями (З. Фрейд, П.Б. Ганнушкин); (4) стремление к компенсации с помощью власти чувства собственной недостаточности у людей с заниженной самооценкой (Г. Лассуэлл); (5) неудержимая, часто иллюзорная и к тому же маниакальная, жертвенная доминантная страсть, “пассионарность” (Л.Н. Гумилев).

А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии в 36 томах.

Лобби – организация (группа), призванная главным образом оказывать политическое давление в поддержку (или против) политических мер, которые затрагивают интересы определенных социальных групп.

Макиавеллизм – термин, связанный с именем итальянского политического деятеля и писателя Н. Макиавелли и означающий тип политического поведения, пренебрегающего нормами морали для достижения политических целей. Макиавелли считал, что правитель (“государь”) в силу своего положения выступает и как политик, и как частное лицо. В качестве последнего он обязан следовать моральным нормам, но как политик, отстаивающий интересы целого (государства, нации), он может, а подчас и должен пренебречь интересами части (индивидов, социальных групп, слоев), т.е. поступить не морально, поскольку мораль регулирует прежде всего внутригрупповые, а не внегрупповые социальные взаимодействия и отношения, являющиеся сферой политики. Такое понимание исторически обусловило формирование негативного смысла термина макиавеллизм, основным коррелятом которого стал девиз “цель оправдывает средства”, когда ради достижения поставленных целей (уже все равно каких) считаются оправданными и приемлемыми публичная ложь, коварство, вероломство, жестокость, обман политического противника.

Меритократия (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть) – власть наиболее одаренных, талантливых, а также теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами. Основателем теории меритократии является английский социолог М. Янг. Он считал, что социальный прогресс зависит от меры сочетания власти и интеллекта.

Модернизация – совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Монархия – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица – монарха и передается по наследству. Различают абсолютную монархию, т.е. не ограниченную конституцией или какими-то иными законами, и конституционную монархию, при которой власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.

Народ – в обыденном словоупотреблении: большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания (“много народа на улице” и т.п.); в социологии: 1) слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют в решении задач общественного развития; 2) исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей и наций, т.е. в значении этноса.

Народность – тип этноса, характерный для раннеклассового общества. Исторически народности формируются в результате смешения и консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Мощный фактор этого процесса – объединение частей формирующейся народности в рамках одного государства, а также распространение между ними одной религии.

Национализм – система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом. Национализм в положительном смысле выражается в патриотизме. Национализм в негативном смысле – возвеличивание своей нации за счет принижения других наций; проведение политики и практики дискриминации по национальным признакам (государственный и бытовой национализм). Крайняя экстремистская форма национализма – фашизм.

Нация – тип этноса, характерный для развитого классового общества, и исторически связанныйо со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением национального самосознания. По П. Сорокину, нация – это группа людей, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих людей и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки. Только единство всех этих признаков образует нацию. “Нация – это народ, обретший государственность” (И.А. Ильин). Русская нация в указанном смысле возникла в середине IX века.

Олигархия – правление экономически господствующего меньшинства в организации или обществе.

Отчуждение – объективный процесс, сопровождаемый чувством, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими людьми. Это понятие (заимствованное из философии Г. Гегеля) первоначально использовалось К. Марксом для обозначения мысленного проецирования (приписывания) человеческих возможностей на богов. Затем этот же термин он стал использовать для описания утраты рабочими в условиях капиталистической эксплуатации контроля над задачами и результатами собственного труда и своего жизненного бытия в целом.

Парламент (от франц. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность.

Партия политическая (от лат. partis – часть) – группа единомышленников, стремящихся к завоеванию, удержанию, влиянию, участию в государственной власти на различных ее структурных уровнях.

Пассионарность (от лат. passio – страсть) – одно из основных понятий в теории этногенеза Л.Н. Гумилева, обозначающее особое свойство характера людей, провоцируемое вариациями биохимической энергии живого вещества биосферы, и проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья своих соплеменников.

Политика – средства (силовые, экономические, информационные и др.), с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других социальных групп. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику (лоббирование).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, в современной отечественной и западной научной литературе исследованию политической культуры отведено большое место. Термин “политическая культура” впервые введен в научный обиход в работах американских ученых Г. Алмонда, Х. Хаера и С. Вербы в 50-х годах прошлого века. Политическая культура в этих работах понималась как часть политической системы общества, представленной в знаниях, мнениях, позициях, чувствах и оценках людей. В дальнейших исследованиях данного феномена понимание политической культуры расширялось и уточнялось: некоторые авторы делали акцент на моделях, образцах поведения, отношениях между субъектами политики, другие – на моральные и психологические факторы субъектов политического процесса и т.д. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общей культуры данного общества, связанной с общенациональной культурой. Конкретная политическая культура есть продукт исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, способствующего социализации каждого из индивидов. Категория политической культуры позволяет правильно понять, как в похожих политических системах существуют различные политические отношения и действия людей. В зарубежной и российской политической науке нет единого определения политической культуры. В энциклопедическом словаре “Политология” (Москва, 1993) дано определение: “политическая культура – исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики; их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения как в сфере международных отношений, так и внутренней политики”. Политическая культура охватывает также политические идеи, ценности, действующие политические институты, политические нормы.

Идеи политической культуры возникли уже в древности. В античной Греции Гераклит открыл идею культурной изменчивости, Платон и Аристотель связывали политическую культуру непосредственно с политической организацией полиса. Человек, согласно Аристотелю, — политическое (общественное) существо.

Нормативную концепцию культуры создал немецкий философ С. Пуффендорф (1632-1694), впервые употребивший термин “культура” в его современном значении. Человек, по его мнению, есть единство политической и нравственной сути.

Европейские мыслители 17-18 веков продолжили античную традицию, включающую политику в сферу культуры. Ж.-Ж. Руссо культуру и политику рассматривает раздельно, но признает их взаимосвязь. Руссо выделяет в особую группу законы, регулирующие политическое функционирование общества, нравы, обычаи, общественное мнение, определяя их как одну из сфер культуры.

Новой вехой в развитии политической культуры стал XIX век. Возникают идеи, теории, формы политического поведения граждан, политические структуры, политические институты. Идеологами новых политических теорий были: А. де Токвиль (1805-1859), К. Маркс (1818-1883), М. Вебер (1864-1920), Г. Моска (1858-1941). А. де Токвиль выделял два преимущества демократии над другими формами правления: она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. В интересах предотвращения деспотизма люди должны сознательно культивировать искусство добровольной политики и социальной кооперации, создавать свободные учреждения местного самоуправления, а также добровольные политические и гражданские ассоциации. С их помощью люди могут непосредственно участвовать в управлении обществом, генерировать политическую культуру, гражданский дух.

Для создателей современной концепции политической культуры наибольшее методологическое значение имели идеи К. Маркса и М. Вебера. Маркс был родоначальником системно-структурного подхода в социологии и политологии. Взаимодействие социально-экономических и политических структур общества ведет к его изменению и развитию независимо от сознания, воли и стремлений людей. Вебер считает, что политическое поведение, политическая культура людей определяется не столько экономическим, классовым положением индивидов, сколько их приверженностью различным представлениям о религиозных, этнических и других общественных ценностях, а также индивидуальными интересами и настроениями. В современных теориях политической культуры наиболее полно представлены системно-структурный и ценностно-нормативный методологические подходы к исследованию политической культуры.

Политическая культура современной России. Культурно-исторический опыт России настолько противоречив, что отнести ее политическую культуру к какому-то одному типу весьма затруднительно. Тем не менее, в политической культуре России можно выделить несколько определенных доминант.

Одной из таких доминант является подданническая политическая культура, которая характеризуется односторонней зависимостью индивида от власти. Основы подданнической политической культуры были заложены под влиянием Византии, в процессе принятия и распространения христианства. Православие идеологически закрепляло подданнические ценности. Доминирование подданнической политической культуры было обусловлено концентрацией политического господства в центре власти. На протяжении столетий центром власти был монарх, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система. Отсутствие свободного индивида и гражданского общества приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходится лишь выполнять его предписания. Симбиоз подданнической и патриархальной культур породил авторитарно-патриархальную политическую культуру. Ценностями доминирующей политической культуры России остаются коллективизм, соборность, взаимопомощь, социальное равенство.

В то же время в России существует и субкультура, базирующаяся на ценностях свободы. Так, например, именно на базе “вольнолюбия” сформировался крупный социально-культурный слой – русское казачество, со своей самобытной субкультурой, в которой ценности свободы тесно переплетаются с ценностями корпоративизма и демократии (казачье самоуправление).

Социальное многообразие, классовая дифференциация обусловливают фрагментарный характер российской политической культуры. А наличие противоположных интересов у социальных групп обусловливает ее конфликтный характер. Все эти черты воспроизводились и в подданнической культуре советского типа.

В 90-е годы XX в. в результате разгосударствления и приватизации сложился класс собственников, который, являясь правящим классом, стремится внедрить в общественное сознание и политическую практику ценности либерализма: свободу, частную собственность, индивидуализм, конкуренцию и т.д.

Вместе с тем, как показывает практика, изменение типа политической культуры в российском обществе происходит крайне медленно. Продолжает доминировать подданническая культура с ценностями авторитаризма, корпоративизма и фрагментарности. Сохраняются патерналистские ожидания (объективно понятные) и персонифицированное восприятие власти, поиск “спасителя отечества”, способного вывести страну из кризиса. В современной России имеет место глубокий конфликт между базовыми ценностями политической элиты и ценностями большинства граждан. (См. также Типология политических культур).

П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника “Культурология” (авт. коллектив)

Политический режим – обозначение способов осуществления власти в данном государстве. Различают тоталитарный политический режим – полное огосударствление всей жизни общества, абсолютная политическая, идеологическая (а подчас и экономическая) монополия государства с опорой на разветвленную структуру силовых, надзорных и идеологических органов; авторитарный политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, и при котором, в той или иной степени ограничиваются не личные, не экономические, а прежде всего политические права; этот режим опирается в основном на армию, традиционную религию, а не на политические партии и идеологии; демократический политический режим характеризуется признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений с учетом интересов меньшинства, выборностью государственных органов, соблюдением прав и свобод.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Политическое сознание – это система знаний, идей, ценностей индивида, группы, общества. Политическое сознание можно также определить как отражение в сознании людей политических реальностей. Политическое сознание зависит от условий жизни личности, социальной группы, нации. Если речь идет об отдельной личности, то ее политическое сознание определяется, с одной стороны, социальным статусом личности, степенью образованности, воспитанием, социальной средой. С другой стороны, политическое сознание личности формируют политические институты, политические и общественные организации, средства массовой информации. Можно говорить об индивидуальном, групповом, национальном уровнях политического сознания. Политическое сознание возникает на основе осознания человеком своей групповой принадлежности, отношения к органам власти, отнесения себя к определенным политическим позициям.

Политическое сознание обусловлено объективными интересами группы, партии, нации в целом. Усложнение политического сознания зависит не столько от наличия специальных знаний, сколько от участия человека в политической жизни общества, умения обращать отношения с властью в форму своей деятельности, в реализацию своих гражданских прав и свобод. Политическое сознание не исчерпывается только групповыми или национальными интересами, оно включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления. Степень влияния общечеловеческих, групповых и индивидуальных воззрений в политическом сознании индивида отражают открытый характер сознания, т.е. способность к восприятию чужого социального опыта, ценностей и традиций.

Формирование политического сознания осуществляется путем либо критического осмысления социальной действительности, либо за счет осознания и присоединения к политическим идеям и целям группового, партийного движения. Причем объективная принадлежность человека к тем или иным группам не означает, что у индивида формируется соответствующее интересам данной группы политическое сознание. Политическое сознание обладает большой степенью независимости по отношению к объективным социально-экономическим факторам. Даже участвуя в политической жизни общества, человек может руководствоваться предполитическими воззрениями, что означает не творческую, а механическую политическую позицию человека, воспроизведение им предзаданных оценок и форм политического поведения. Постепенное сползание к сугубо эмоциональному видению политики, прав и свобод ведет к полной деиндивидуализации личности, на основе которой постоянно рождаются национализм, холопство, экстремизм.

Политическое сознание распадается на два уровня. Идеологический уровень – это политические теории, знания, убеждения и идеалы; эмоционально-психологический уровень – это политические чувства, эмоции, ценностные ориентации, установки.

Политическую культуру можно представить как единство политических знаний, теорий, убеждений и политического поведения. Политическая культура проявляется через политическое поведение, участие граждан в политических акциях, способности оказывать влияние на политику. В реальной действительности политическое поведение предстает в виде стереотипов поведения, в законах, нормах, традициях, обычаях, привычках. Политическая культура воплощает в себе политический опыт общества, культуру политической жизни, активность или пассивность граждан, в любом случае граждане участвуют в политической жизни в не равной мере.

В политической жизни общества существует множество типов политического поведения. Можно говорить о мобилизационном поведении, т.е. осуществляемом под доминирующим влиянием внешних обстоятельств и автономном поведении, происходящем в результате свободного выбора. В зависимости от участия электората в политической жизни общества можно также говорить об открытом участии и закрытом, т.е. уклоняющемся от участия в политической жизни; нормативном (ориентированным на господствующие официальные нормы) и девиантном (отклоняющимся от норм); традиционном (ориентированным на постоянно воспроизводящиеся нормы, мотивы и поступки) и инновационном (творческие, новые мотивы и формы политического поведения).

Большое влияние на политическое поведение имеет изменение статусных позиций индивидов и социальных групп. Теория статусных перестановок обращает внимание на психологические проблемы тех социальных групп, которые снижают свой социальный статус в результате политических изменений. Теория статусной перестановки объясняет политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов, быстро поднимающихся на более высокие позиции в социальной иерархии. Р. Дарендорф, С. Липсет и др. указывают на такую статусную перестановку, такое снижение статуса традиционно влиятельных групп как на важную причину роста радикальных политических движений. Теория статусной перестановки пытается выявить связи между изменениями в социальной структуре общества и политическом поведении граждан. Особое внимание обращается на политические последствия социальных изменений, когда люди, вытесненные из старых социальных связей, но не интегрированные в новый общественный порядок становятся социальной базой политического радикализма.

Наиболее существенным является вопрос не столько о собственно сдвигах в социальной структуре, сколько о связи статусного положения с ценностями социальных групп, поскольку именно эти связи и являются непосредственной основой политического поведения и ориентаций. Влияние стратификационных факторов (различия в социальном статусе, уровне дохода, властных полномочий) на политическое поведение в большой степени выражено в развитых странах. Глубокие культурные различия более характерны для государств с неустойчивым строем, где остро стоят этнические проблемы. Здесь политическая борьба ведется по вопросам языковой политики, взаимоотношений церкви и государства и другим.

Анализируя формы политического поведения, можно выделить следующие основные элементы: 1) политический опыт субъекта, социальной группы, общества; 2) стереотипы поведения; 3) политические традиции как способ передачи опыта политического поведения; 4) политические нормы, закрепляемые в законах; 5) отношения различных групп, лидеров с другими субъектами политики; 6) факторы, определяющие политическое поведение (ситуация в стране, расстановка политических сил, личные, групповые интересы); 7) информация, анализ политического поведения и другие.

П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника “Культурология” (авт. коллектив)

Постиндустриальное общество – понятие, употребляемое теми, кто считает, что процессы социальных перемен, проходящих в настоящее время, перешагнули рубеж индустриальной эры. Постиндустриальное общество (синонимы: информационное, технотронное, кибернетическое и др.) базируется в большей степени на производстве информации и услуг, чем на производстве товаров в традиционном понимании, свойственном индустриальному обществу. Основным противоречием постиндустриального общества становится противоречие между знанием и некомпетентностью, а не противоречие между трудом и капиталом, как это было в прежнюю эпоху (см.: индустриальное общество; аграрное общество).

Право – система общественных регулятивов, суть которых состоит в социальной регуляции деятельности и отношений между людьми с помощью законодательно закрепленных норм, выполнение которых обеспечено принуждением со стороны государства, в чем и заключается основное отличие права от нравственности, морали. “Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон” (К. Маркс).

Правовое государство – государство, отличительными признаками которого являются: верховенство закона в жизни общества; реальность прав и свобод личности; взаимная ответственность государства и личности; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов. Правовое государство – это форма государственного суверенитета народа, т.е реализация его естественного права на свободное объединение в политический союз.

Престиж – социально закрепленное уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе.

Рабство – форма социальной стратификации, при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как их собственность.

Равенство – принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей — обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества; (2) равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта; (3) равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в пользу групп, составляющих меньшинство; каждый из названных типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Иногда говорят о невозможности достижения принципиального равенства потому, что это требует социализации детей вне семьи с целью минимизации наследования культурных преимуществ, запрета конкуренции, стремления к доминированию, личной свободы и т.д. Критики же этой позиции считают, что ее сторонники используют идею “свободы выбора” не для действительной защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему социальному неравенству. (4) фактическое равенство.

Разделение властей – важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).

Революция – процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) – это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч – неудавшийся заговор).

Республика – форма государственного устройства, при котором источником власти является народ; высшие органы власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами).

Свобода – способность человека, группы, общности действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознавая социально-необходимые объективные ограничения этих действий. (“Свободы тем больше, чем больше клетка” — популярная в среде интеллигентов политическая шутка эпохи “застоя”).

Собственность – совокупность прав индивида как на неодушевленные объекты (земля, дома, предприятия и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Основными правами собственности являются права контроля, распоряжения и извлечения выгоды. “Собственность есть кража” (П. Прудон).

Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ. Теоретические основы политического течения социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном (1850-1932). Он обосновывал тезис о способности капитализма к постоянному историческому саморазвитию. В последующем идеи социал-реформизма развивали К. Каутский, Г. Гильфердинг, О. Бауэр, К. Реннер, де Манн и другие.

Социал-демократия является влиятельной силой в рабочем и демократическом движении. В мире насчитывается более 80 социал-демократических партий. Многие из них входят в Социнтерн, созданный в 1951 году. Социал-демократические партии возникли еще в конце XIX века как партии рабочего класса. Сегодня их социальная база значительно расширилась. В этих партиях состоят не только рабочие, но и служащие, крестьяне, ИТР, чиновники, мелкие собственники.

Идеологической основой социал-демократии является теория демократического социализма, а основными ценностями — свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью социал-демократия считает осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества – политической, экономической, социальной и культурно-духовной. Политическая демократия должна обеспечить все права и свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на оппозицию, господство закона, реальное участие граждан в управлении. Экономическая демократия призвана обеспечить гарантию использования богатств в интересах всего общества, утверждение контроля общества над экономикой, многообразие форм собственности, определяющую роль рынка, активное участие государства в развитии экономики, различные формы участия трудящихся в управлении производством и обществом. Социальная демократия по своей сути состоит в обеспечении социальных прав трудящихся (права на труд, образование, социальную поддержку, отдых), в ликвидации всех форм дискриминации, эксплуатации человека, в гарантии условий для свободного развития всех. Цели демократического социализма должны достигаться мирными средствами, путём постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического, правового, социального государства.

В настоящее время социал-демократия сосредоточивает своё внимание на решении следующих проблем. Во-первых, она пытается определить такие направления экономического развития, которые бы не ухудшали экологическую обстановку, а открывали путь к сохранению природной среды. Во-вторых, в фокусе внимания социал-демократов остаются вопросы модернизации производства с целью повышения его эффективности и решения проблем занятости. Значительное место она уделяет проблеме государственного регулирования экономики и развития рыночных механизмов, признавая при этом опасность чрезмерного вмешательства государства в сферу экономики и частной жизни граждан. В-третьих, учитывая значительные сдвиги в социальной структуре общества, социал-демократы большое внимание уделяют новым группам рабочих, которые связаны с передовыми отраслями производства, а также тем, кто занят в сфере услуг. Они считают справедливыми требования массовых движений (за мир, сохранение окружающей среды, движений женщин, молодёжи) и включают многие из этих требований в свои программы, налаживают диалог и сотрудничество. В-четвёртых, социал-демократы большое внимание уделяют проблемам международных отношений, актуальным глобальным проблемам. Они ясно осознают, что прогресс невозможен без обеспечения всеобщего мира. В-пятых, много внимания социал-демократы уделяют проблемам “третьего мира”. Они признают бедственное положение этих стран и необходимость оказания им помощи для преодоления отсталости, поддерживают требования об установлении нового экономического порядка.

П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника “Культурология” (авт. коллектив)

Социализм – система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства.

Социальный прогресс – тип развития социальной системы, при котором она или ее элементы переходят на более высокую – в соответствии с объективными критериями – ступень зрелости, например, к упрочению социальных связей, смягчению социальных противоречий, улучшению условий жизни людей.

Средний класс – социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня, занятых преимущественно умственным трудом, имеющих относительно высокие доходы.

ТЕОРИИ ЭЛИТЫ, собирательное название социологических и политологических концепций (получивших развитие в XX в. в западноевроп. и амер. социологии), в к-рых утверждается, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои, осуществляющие функции управления, а также функции развития науки и культуры, т.е. творческие функции, и остальная масса населения, выполняющая лишь репродуктивные функции. Предшественниками совр. Т. э. были Конфуций, Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше.

Как целостные системы взглядов эти теории изложены В. Парето, Г. Моска (исследовали правящие элиты в различных об-вах); Р. Михельсом (изучал функционирование политических партий); Х. Ортегой-и-Гассетом (рассматривал элиту как социальный слой, обладающий интеллектуальным и моральным превосходством над массой, а также наивысшим чувством ответственности); А. Тойнби (считал элитой творческое меньшинство об-ва в противоположность нетворческому большинству); Ч. Миллсом (полагал, что в совр. об-ве существует весьма сплочённая “властвующая элита”, к-рая включает группы, находящиеся на высшем уровне политических, экономических и военных организаций, связанных узами семьи и дружбы, имеющих общее социальное происхождение). Иногда в элиту включают ведущих представителей любых социальных групп – профессиональных, этнических, религиозных, спортивных и даже криминальных.

Основными положениями Т. э. являются: (1) об-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство; (2) в основе этого деления лежит естественное неравенство людей по способностям, интеллекту, богатству; (3) элита представляет собой относительно сплочённую группу, осознающую своё превосходство над другими; (4) развитие любого об-ва зависит от творческой активности элиты, от её способности ответить на “вызовы истории” (А. Тойнби); (5) гл. предназначение элиты – принятие стратегических решений в масштабах отд. стран, региональных сообществ и мира в целом.

Нек-рые социологи и политологи считают термин “элита” ненаучным: если он означает господствующий класс, то не несёт никакого нового содержания, если же с его помощью социально-классовая дифференциация об-ва подменяется дихотомией “элита — масса”, то он неверен, ибо игнорирует реальную связь политики и экономики.

А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии в 36 томах.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР, известные политологи Г. Алмонд и С. Верба различают три типа политических культур. Первый тип – патриархальный. Для данного типа политической культуры характерно полное отсутствие у населения знаний о политике. В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой единство политико-экономико-религиозной роли, т.е. у членов данного общества политические ориентации неотделимы от экономических и религиозных ориентаций. Второй тип – подданнический тип политической культуры, ему свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие в данном обществе ценности при слабом или полном отсутствии участия в политическом процессе. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет эффективно подчиняться ей. Третий тип – партисипаторная (участническая) культура. Для этого типа культуры характерно активное участие индивидов в политической жизни общества, ориентация на участие в принятии политических решений. Этот тип политической культуры называется также рационально-правовым.

Г. Алмонд и С. Верба пишут, что в чистом виде ни патриархальный, ни подданнический, ни партисипаторный типы культуры не существует, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов. В развитых демократических государствах, таких как США, Великобритания, политическая культура соответствует понятию гражданской культуры. Гражданская культура – это смешанная политическая культура, в ее границах многие граждане могут быть активными в политической жизни, однако многие другие играют пассивную роль подданных. Даже у тех, кто активно участвует в политике, традиционалистские, подданнические качества полностью не вытеснены. Г. Алмонд и С. Верба подчеркивают, что эти типы политической культуры – как активный, так и подданнический, — не только сохраняются, но составляют важную часть гражданской культуры. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, иногда не самую важную; существование других интересов ограничивает включенность индивида в политику, что само по себе делает общество менее конфликтным.

Типологию политических культур разработал также американский политолог В. Разенбаум. Он заявляет, что ориентация относительно политической системы есть базовые компоненты политической культуры. В. Разенбаум предлагает следующую типологию:

1) ориентация относительно институтов государственного управления, т.е. оценка норм, символов, политических лидеров, а также того, как индивид реагирует на политические решения, принимаемые властями, вера в легитимность власти;

2) ориентация в политической системе: (а) политическая идентификация – принадлежность индивида к политическим образованиям, таким как государство, нация, партия, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; (б) политическая вера, готовность сотрудничать с различными группами, членство в группах; (в) “правила игры”, т.е. как индивид относится к высказываемым политическим мнениям, концепциям принятия решений властей, политическим обязательствам для самого себя и других, субъективные предпочтения политических концепций;

3) ориентация в политической деятельности: (а) политическая компетентность, оценка собственных политических знаний, политическая активность, способы участия в жизни общества, частота голосований; (б) политическая действенность, вера в возможность индивида оказывать влияние на политику, способность осуществлять политические изменения через гражданские акции.

Существуют и другие типологии политической культуры: поляризованная (фрагментарная) политическая культура и консенсуальная (единая) политическая культура. Поляризованная политическая культура расколота на политические субкультуры, они отличаются друг от друга непохожими базовыми ценностями, воззрениями, ориентациями и т.п.

Политические субкультуры бывают вертикальными и горизонтальными. Вертикальные субкультуры различаются по социальным и демографическим характеристикам, это различие между массовой и элитарной субкультурами. Горизонтальные субкультуры – это субкультуры, основывающиеся на религиозных, этнических, региональных признаках. В. Разенбаум рассматривает фрагментированную политическую культуру, как культуру, в которой отсутствует согласие относительно путей развития общества. Этот тип политической культуры присущ большинству стран мира (страны третьего мира, Латинская Америка). В этих странах достижение консенсуса затруднено, а иногда и невозможно.

По отношению к политическим режимам, политической идеологии различают либерально-демократический, авторитарный и тоталитарный типы политической культуры.

Либерально-демократический тип политической культуры предполагает разнообразие мнений, возможность учета противоположных позиций, плюрализм политических партий и идеологий и др. Идеи, питающие либерально-демократическую политическую культуру, исходят из классического либерализма, где главными ценностями считаются – индивидуальная свобода, неприкосновенность частной собственности, правовое государство, гражданское общество, парламентаризм и т.п.

Авторитарный тип политической культуры характеризуется концентрацией власти в руках одного человека или группы, командными методами руководства, безусловным подчинением, подавлением или ограничением прав и свобод граждан. Авторитаризм выступает под лозунгом установления общественного порядка, национального единства. Авторитаризм культивирует иерархические отношения в структурах власти, в экономике, культуре.

Тоталитарный тип политической культуры означает установление сплошного контроля государства и других политических институтов общества над поведением и всей деятельностью людей. Тоталитаризм насаждает единую идеологию, систему ценностей и норм поведения для всех слоев и групп общества.

В конце XX века идеи Г. Алмонда и С. Вербы были продолжены в исследованиях Д. Алзара, С. Шилтона и других. Д. Алзар высказал мысль, что американская политическая культура представляет собой синтез трех основных уровней культуры: индивидуалистической, моралистической и традиционной. Для индивидуалистической политической культуры характерно проведение параллелей между демократическими нормами и рыночными отношениями. Правительству предписываются три основные функции. Во-первых, поддержание порядка необходимого для нормального функционирования рынка, поощрения частной инициативы. Все американцы, по мнению Д. Алзара, в той или иной мере разделяют важнейшие установки индивидуалистической субкультуры, но у значительной части жителей страны нормы индивидуализма сочетаются с нормами других отличающихся субкультур.

Моралистическая политическая субкультура рассматривает единение, сотрудничество всех членов общества как основу демократии. Целью политики объявляется благо всего народа, благо всего общества, ради чего допускается вмешательство правительства в частную жизнь. Моралистическая субкультура требует от каждого гражданина участия в политической жизни. От политиков же требуется строго следовать нормам морали. В моралистической субкультуре допускается тип политически нейтральной администрации, а отношение к бюрократии остается сдержанным.

Традиционалистская политическая культура ориентируется на сохранение иерархической структуры общества, власть элиты, члены которой наследуют свои привилегии. Особое значение традиционалистская субкультура придает семейным связям и отношениям внутри местных сообществ, а партиям отводится второстепенная роль. Отношение к бюрократии негативное.

Политолог Р. Инглхарт пишет, что пришло время изменить акценты в структуре социального анализа, отдав приоритет изучению культурных факторов, определяющих сущность и масштабы экономических изменений. Повышение роли и значимости культурных факторов заметно во всем мире – в католических странах от Польши до Латинской Америки, в исламском мире, в странах, исповедующих конфуцианство и буддизм. По своему воздействию на электорат религия, а следовательно, вся культурная жизнь значительно опережают классовые и другие факторы. Развитость политической культуры, как считает Р. Инглхарт, определяется, во-первых, уровнем доверия членов общества друг к другу, во-вторых, степенью их жизненной удовлетворенности, в-третьих, наличием поддержки в пользу революционных изменений. Взаимодействие между тремя составляющими носит взаимозависимый характер. Одного межличностного доверия недостаточно; для стабильного функционирования современной демократии необходима высокая приверженность населения к демократическим институтам. Последняя достигается при определенной степени жизненной удовлетворенности, уровне дохода. Успешное экономическое развитие рождает ощущение экономической безопасности, что блокирует поддержку населением призывов к революционным изменениям.

П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника “Культурология” (авт. коллектив)

Традиционный авторитет, традиционная легитимация власти – общественно-политический порядок, при котором государственная власть обладает всеми правомочиями, поскольку воспринимается большинством как воплощающая исконные обычаи, многовековую практику (характерно для монархий).

Унитарное государство – форма государственно-территориального устройства, при котором власть осуществляется при верховенстве единой конституции, централизованных органов государственного управления, высших судебных органов. Входящие в такое государство территориально-административные образования практически не имеют политической самостоятельности. Существует единое гражданство.

Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Фашизм – система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

Федеративное государство – система государственно-территориального устройства, в которой власть при обоюдных ограничениях осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами политического правления. Субъекты федерации не имеют права выхода из ее состава.

Харизматический авторитет, харизматическая легитимация власти – общественно-политический порядок, при котором приказам власти подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные свойства своего лидера, вождя, чей авторитет выходит за пределы обычной практики. Такой порядок характерен для архаичных обществ и обществ с тоталитарным, диктаторским режимом (см.: авторитет, легально-рациональный авторитет, традиционный авторитет).

Ценности – разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – (1) исторически достигнутые результаты какой-либо культуры; (2) культура определенного региона и определенного исторического периода.

Эволюция – (от лат. evolutio – развертывание) – (1) Развитие явления или процесса в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений (в отличие от революции).

Экспансия – силовое, экономическое и/или культурно-информационное (в т.ч. пропагандистское) расширение сфер влияния господствующих групп, государств, союзов, корпораций, религиозных объединений.

Этнос – общность (по Л.Н. Гумилеву — природная, неразрывно связанная с окружающим ее ландшафтом; по Ю.В. Бромлею — социально-историческая), члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним – его самоназвание (русские, мадьяры, суоми, хань, чукча и др.).

Этноцентризм – восприятие идей, образцов поведения и практик других культур (“чужих”) в терминах собственной культуры. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентрист неспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.

 

Like this post? Please share to your friends: